Г.В. Плеханов (Опыт характеристики социально-политических воззрений) [Вагаршак Арутюнович Ваганян] (fb2) читать постранично, страница - 5
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
«Усиленная борьба со старыми понятиями во имя новых идей, считающихся вечными истинами, независимыми от каких бы то ни было „случайных“ исторических условий. Разум просветителя есть не более, как рассудок новатора, закрывающего глаза на исторический ход развития человечества и объявляющего свою природу человеческой природой вообще, а свою философию – единой истинной философией для всех времен и народов» [П: X, 207].Неисторичность – это один из важнейших недостатков просветителя. Цивилизованное человечество пережило не одну эпоху просветительства, но во все эпохи эта черта просветительства проявлялась особенно ярко. Возьмем для примера просветителей XVIII столетия во Франции:
«Историческая задача просветителей заключалась в оценке данных исторически унаследованных общественных отношений, учреждений и понятий с точки зрения новых идей, порожденных новыми общественными нуждами и отношениями. Тогда надо было как можно скорее и безошибочнее отделить овец от козлищ, „истину“ от „заблуждения“. При этом совершенно неважно было знать, откуда явилось, как возникло и развивалось в истории данное „заблуждение“; важно было доказать, что оно есть не более как „заблуждение“. А заблуждением считалось все, что противоречило новым идеям, точно так же, как истиной – вечной, неизменной истиной – признавалось все, что соответствовало им» [П: X, 207].Такова точка зрения просветителя; другая из ее наиболее ярких черт – отвлеченность.
«Наши просветители, – справедливо говорит Плеханов, – подобно французским просветителям XVIII века, боролись оружием „разума“ и „здравого смысла“, т.е., иначе сказать, опирались на совершенно отвлеченные соображения. Отвлеченная точка зрения составляет отличительную черту всех известных нам просветительных периодов» [П: X, 290].В другом месте Плеханов пишет:
«Просветители, – как мы это видим в каждом известном нам периоде „просвещения“, – в своей критике современных им отношений исходили обыкновенно из тех или других отвлеченных принципов» [П: V, 327].Не менее характерная особенность просветительства, рассудочность:
«Рассудочность – отличительная черта просветителя» [П: V, 179].Далее Плеханов настойчиво подчеркивает в просветительстве его недиалектичность:
«В своих спорах с защитниками чистого искусства Белинский покидает точку зрения диалектики и становится на просветительную точку зрения» [П: Об атеизме, 165].Недиалектичность эту он находит много раз у Белинского во вторую эпоху его деятельности:
«По мере того, как внимание Белинского переходило от теории к практике, вопросы западноевропейской жизни все более и более вытеснялись из его поля зрения вопросами „расейской действительности“. А мы уже видели, что при анализе этой последней ему изменял (благодаря страшной неразвитости наших общественных отношений) диалектический метод, и он переходил на точку зрения субъективного исторического идеализма, т.е. именно на точку зрения просветителя».В другом месте, говоря о том же Белинском, что он не мог решить той огромной теоретической задачи, которую он себе поставил, – применение диалектики к действительности, и, с другой стороны, не мог жить
Последние комментарии
2 часов 32 минут назад
3 часов 1 минута назад
3 часов 7 минут назад
4 часов 42 минут назад
6 часов 10 минут назад
7 часов 50 минут назад