Бабьи яры Смоленщины. Появление, жизнь и катастрофа Смоленского еврейства. [Иосиф Израилевич Цынман] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Удалось провести 14 интересных встреч с евреями города. Хотелось приобщить к клубу и немногих уцелевших евреев в райцентрах. Я верил: коллективное общение поможет выявить новые факты, события, найти немногих праведников, спасавших евреев. Это поможет издать книгу. К сожалению, один из смоленских семейных кланов-гешефтмахеров, по договоренности с руководителем «Джоинта», оттеснил меня от участия в работе клуба, исключив несколькими голосами без собрания из членов Совета. После этого я лишился очень необходимой мне моральной, финансовой, технической и физической помощи, что сильно замедлило мою работу над книгой. Но нашлись люди, ранее меня не знавшие, которые проявили интерес к моей рукописи, стали в меру своих сил помогать мне. Особенно заботились и помогали мне: В. И. Гитлин, З. Г. Агранат, М. М. Оржаной, В. Ш. Гуткин.


В книге приведены рассказы, очерки, публикации следующих авторов: Аграчева Иудит (Израиль), Базилевский Б. В., Басс М. Я., Бордюков А. Г., Глушкина С., Гордеев Е., Гроссман В. С., Давыденкова М. Л., Егорова Н. К., Жарикова Р. Г., Журавлев В. П., Илькевич Н. Н., Корсак А. В., Котов Л. В., Красновская, Кусельсон Э. С., Левитин М. Н., Львин М., Максимчук В. П., Меженцев Ф. И., Муравьев Е. В., Свинкин Л., Симкин А. Б., Сорина В. М., Трескунов Б. А., Файнштеин В. Е., Фейгин К. М., Френкель А., Хейфец М., Шпильберт А. Д., Шматков Е. И., Оренбург И. Г.

И живых, и ушедших из жизни я благодарю за материал о Смоленщине, бескорыстно предоставленный мне.

Выражаю огромную искреннюю признательность за то внимание, которое проявил к моей книге Ю. Н. Ребрик, генеральный директор ПО «Кристалл», если бы не его финансовая помощь, мой многострадальный труд не получил бы завершения.

Я также благодарен за поддержку и Б. С. Пустильнику, директору Смоленского деревообрабатывающего комбината, В. В. Вовченко, председателю Смоленского городского Совета, И. А. Аверченкову, главе администрации города-героя Смоленска и Ю. А. Черняку, директору Рославльского вагоноремонтного завода.


На протяжении многих лет помогали мне в составлении рукописи работники Смоленской областной администрации, областной Думы, комитетов администрации: по культуре, образованию, науки и технологий. Руководители некоторых предприятий: АО «Смоленск-нефтепродукт», АО «Транзит», Смоленская нефтебаза и других организаций.

В заключение перечислю имена простых людей, небезучастных к моему труду, оказывавших мне посильную малую или большую помощь, которым выражаю благодарность:

Артамоновой Галине Ивановне, Бадаеву Михаилу Григорьевичу, Беляеву Ивану Николаевичу, Виткиной Софии Наумовне (Израиль), Герасимовой Ирине Степановне, Гиндуллиной Наталье Петровне, Граковой Наталье Владимировне, Елисееву Юрию Григорьевичу, Забелину Алексею Александровичу, Зильберману Михаилу Соломоновичу, Карпицкой Инне Михайловне, Кеженову Николаю Николаевичу, Ковалевой Галине Владимировне, Кравченко Николаю Григорьевичу, Крупеневу Павлу Арсентьевичу, Кудрявцевой Татьяне Викторовне, Лаппо Владимиру Борисовичу, Лишанской Софии Самуиловне, Мамонтову Анатолию Ивановичу, Марголину Анатолию Яковлевичу, Новикову Владимиру Михайловичу, Новикову Якову Львовичу (Германия), Оржаному Дмитрию Михайловичу, Рогацкиной Марине Леонидовне, Рубинову Арону Борисовичу (Израиль), Серовайскому Сергею Давыдовичу, Сиротину Анатолию Ивановичу, Слепцову Валерию Михайловичу, Старикову Николаю Ивановичу, Стерлягову Анатолию Александровичу, Тахтарову Рашиду Рахимовичу (Москва), Файнштейн Любови Израилевне (Москва), Фукс Виктору Давыдовичу, Холопову Валерию Андреевичу, Царфину Виктору Зеликовичу (Израиль), Цурьевой Галине Иосифовне, Цынману Арону Борисовичу (Израиль), Шалыт Марии Григорьевне (Израиль), Шлапаку Любомиру Тадеевичу.

И. Цынман


КАТЫНЬ — КОЗЬИ ГОРЫ

Почему в Катынском лесу молился раввин из Польши и звучал шафар?

(Моя версия) И. Цынман

Свой первый официальный визит в Россию президент Польши Александр Квасневский начал 8 апреля 1996 г. с посещения польского военного кладбища — места расстрела польских офицеров в Катынском лесу (Козьи Горы).

Здесь в строгом соответствии с официальным протоколом состоялась торжественная траурная церемония возложения цветов и венков, а затем богослужение. Молебен отслужили представители католической, православной, мусульманской церквей, а также раввин польской еврейской общины. В молитвах звучала скорбь о погибших в этом страшном месте. Журналисты с радио и телевидения вели репортажи. Впервые в Козьих Горах прошел иудейский религиозный обряд: звучала молитва, раздавались звуки шафара (бараний рог), символизирующие просьбу к Богу о милосердии.

Почему, наряду с представителями других религий, здесь молился раввин из Польши? Я считаю, что это результат деятельности смоленских краеведов. У меня были данные, что в Козьих Горах среди расстрелянных людей разных национальностей покоятся русские и польские евреи. На