100 ответов верующим [Unknown] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

найти немало примеров того, что бог не предвидит, к каким последствиям приведут его действия. Например, бог сначала создает мир и лишь потом видит, «что это хорошо» (Бытие, гл. I, ст. 31 и др.). Более того, в главе шестой книги Бытия прямо говорится: «И раскаялся господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем» (Бытие, гл. VI, ст. 6). Выходит, что, создавая человека и наделяя его свободной волей, бог не предвидел, к каким печальным последствиям это приведет.

Представление о всемогуществе бога противоречит церковному учению о дьяволе и слугах его, которые были созданы богом, но отпали от него, творят зло, а бог бессилен в борьбе с ними.

Наконец, представление о вездесущности бога противоречит догмату о существовании «царства тьмы», где якобы господствует «царь тьмы» и его слуги — черти.

Все эти противоречия в представлениях о боге уже давно озадачивают не только верующих, но и самих богословов. Так, например, один из основоположников христианского богословия — Тертуллиан (II-III вв. н. э.) считал, что попытки составить представление о боге с позиций разума есть «похоть любознательности». Тертуллиан утверждал, что бога можно постигнуть только верой, и высказал при этом знаменитую формулу: «Верую, потому что нелепо».

Рекомендуемая литература

«Настольная книга атеиста». М., 1971, стр. 59—63.

Сухов А. Д. Философские проблемы происхождения религии. М., 1967.

Угринович Д. М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.




Атеисты считают, что религия не дана нам от бога, а возникла естественным путем. Когда же и как она возникла?

Ответ. Богословы утверждают, что человек религиозен изначально, со дня своего появления на земле; что религиозное чувство и стремление к «богопознанию» будто бы внушено человеку «свыше», в порядке «откровения» при сотворении человека богом; что религиозность якобы есть обязательный признак человечности и что безрелигиозный человек подобен животному. Смысл этих бездоказательных утверждений состоит в том, чтобы оградить религию от научной критики и изобразить ее как явление, непостижимое разумом.

Наука доказала, что религия имеет земное происхождение, что она создана людьми и вечно существовать не будет.

По современным научным данным, древность человеческого рода определяется не менее, чем в полтора миллиона лет. Что же касается самых первых, простейших форм религии, то они сложились лишь на более поздних стадиях развития человечества. Одни ученые считают, что религия появилась за 60—80 тысяч лет до наших дней, другие утверждают, что она возникла еще позже, примерно 20 тысяч лет назад.

Так или иначе, но твердо установлено, что в течение сотен тысяч лет люди не исповедовали никакой религии. Эта длительная полоса истории называется дорелигиозной эпохой. Само название «дорелигиозная эпоха» является условным, потому что марксистская наука не делит историю человечества на периоды по религиозному признаку. Она отвергает подобную периодизацию истории потому, что религия сама по себе никогда не определяла развития человечества. Ведущей силой прогрессивного движения человечества является общественно-трудовая деятельность людей.

В последние годы многие зарубежные ученые под давлением вновь открытых фактов вынуждены согласиться с марксистами, что в истории человечества действительно была длительная дорелигиозная эпоха. Они вынуждены признать, что в эпоху, когда на земле существовали древнейшие люди, говорить о каких-либо религиозных верованиях совершенно невозможно. Однако, стремясь во что бы то ни стало спасти репутацию религии, они идут на явное извращение истории и пытаются представить дело таким образом, будто религия была первой ступенью в развитии общественного сознания людей. Но это неверно. Возникновению религии предшествует длительный период истории человеческого общества, когда религии не было, а человек уже сложился как разумное, общественное и нравственное существо.

Как же и почему возникла религия?

Разумеется, было бы грубым упрощением изображать дело таким образом, что вот-де отсюда и досюда была дорелигиозная эпоха, а с такого-то года или дня начинается история религии. В действительности религиозные верования и обряды складывались медленно и постепенно, их никто специально не изобретал и не выдумывал. Они формировались естественным образом. Беспомощность человека в борьбе с природой и, по выражению одного советского историка религии, бездонное невежество дикаря неизбежно порождали в сознании первобытного человека всякого рода ошибочные представления о внешнем мире и о самом человеке. В числе таких представлений важное место заняли и представления о сверхъестественном мире и сверхъестественных силах. Но от частных, отдельных заблуждений до религии как некоей системы заблуждений,