Трилогия Уильяма Фолкнера [Абель Исаакович Старцев] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

нет, бросает зловещий отблеск на всю историю плантаторской цивилизации.

Вот почему каждая новая книга Фолкнера, сколь бы она ни была разочаровывающей, не могла быть оставлена без внимания, питала надежду, что начала реализма проложат себе путь в его творчестве.

С выходом трилогии Фолкнера - "Деревушка" (1940), "Город" (1957), "Особняк" (1959),- завершенной незадолго до смерти писателя, можно считать, что надежда эта не была напрасной. Трилогия Фолкнера примечательна тем, что американская действительность предстает в ней в общественно осмысленной форме, что в круг интересов писателя входят великие идеи и чувства современности, наконец, тем, что, обращаясь к читателю, автор устраняет многие формалистические преграды, долгое время препятствовавшие их общению.

2

Трилогия Фолкнера посвящена социальному возвышению семейства Сноупсов, американцев-южан, историю которых писатель начинает с 90-х годов прошлого столетия (а если считать эпизодические экскурсы в прошлое, то даже с конца гражданской войны Севера и Юга) и доводит до второй половины 1940-х годов.

Прежде чем начать говорить о Сноупсах, следует сделать вводное замечание.

История семьи Сноупсов входит в состав еще более обширной "саги" о людях и судьбах американского Юга, которую Фолкнер разрабатывает почти что с самого начала своей писательской деятельности (начиная с третьего своего романа "Сарторис" (1929). Эта "сага" развертывается по преимуществу в пределах созданного фантазией художника Иокнапатофского округа, расположенного где-то в северной части штата Миссисипи - в главном городе округа Джефферсоне, в прилегающих поселках и деревушках. Округ населен созданными Фолкнером персонажами: имущими - потомками бывших плантаторских семейств, торговцами, капиталистами и неимущими - белыми и неграми - главным образом фермерами-издольщиками, дровосеками, ремесленниками; индустрии в этом аграрном округе почти нет. Обращаясь к более далекому прошлому, Фолкнер пишет и об индейцах, изначальных хозяевах этих мест (самое название округа Йокнапатофа восходит к географическим названиям индейцев), у которых белые колонисты силой или хитростью отобрали их земли.

Этот мирок отнюдь не сказочный, а в значительной мере сколок с родных мест самого художника, отражает в целом социальную структуру американского Юга и разработан Фолкнером до деталей. История Сарторисов, Компсонов, де Спейнов, Маккаслинов, Сноупсов прослежена им на протяжении нескольких поколений. По упомянутой уже "неприязни" к временной последовательности или же намеренно разнообразя свою задачу хроникера, он пренебрегает хронологией: то обращается к основателям своих династий, то выдает замуж чью-нибудь правнучку столетием позже, то рисует Юг в эпоху гражданской войны. Выход Сноупсов на авансцену в последний период творчества Фолкнера надо рассматривать как очевидный признак того, что писатель стал внимательнее прислушиваться к зову времени. Сноупсы изо всех героев Фолкнера полнее всего представляют сегодняшнюю Америку; это - семейство американцев-южан, наиболее связанное с капиталистическим развитием Юга и как бы воплотившее в себе все разрушительные, аморальные, античеловеческие стороны капиталистической цивилизации.

Творческая история трилогии довольно сложна. Первые упоминания о Сноупсах и даже отдельные, специально им посвященные этюды появляются в книгах Фолкнера задолго до выхода "Деревушки". Не все первоначально обозначившиеся характеры последовательно разработаны у него в дальнейшем, не все коллизии завершены. И тем не менее трилогия и в основном замысле, и в сюжетном развитии представляет собой единое целое.

Итак, Сноупсы. В конце 1890-х годов они появляются во Французовой Балке, крохотной деревушке, неподалеку от Джефферсона, и быстро переходят в наступление. Французовой Балкой безраздельно владеет старый Билл Уорнер, деревенский богач, прибравший к рукам всю округу. Ему принадлежат лучшие земли. Он же управляет экономическими центрами, от которых зависит жизнедеятельность деревни: лавкой, хлопкоочистительной машиной, мельницей, кузней. Он - школьный попечитель, мировой судья, местный политический "босс", посылающий кого ему вздумается в законодательные учреждения штата и на любые другие должности.

Сноупсы вторгаются в маленькую империю Уорнера. Они приходят нищие и арендуют у него ферму. Потом выделяют из своей среды малопримечательного по внешности человека, с "широким плоским лицом, мутными, цвета болотной воды, глазами и носом крохотным и хищным, как клюв маленького ястреба" - Флема Сноупса, который тихо и методично начинает прогрызать оборону Уорнера, пока не оказывается победителем.

Желая поладить со Сноупсами, Уорнеры берут Флема приказчиком в лавку. Он делается главным помощником и правой рукой своих хозяев, и вскоре разносится слух, что у приказчика в лавке Уорнера можно получить в долг любую сумму от двадцати пяти центов до десяти долларов, если только заемщик согласен как следует