Сталин [Сергей Васильевич Дмитриевский] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

появляющееся именно там сравнение нашей эпохи с эпохой Петра Великого, что безусловно верно, с той только разницей, что масштабы нашей эпохи больше и в деле революционного преобразования России принимают участие гораздо более широкие, чем тогда, народные слои. Пусть много уродливого в том национализме, что там сейчас проявляется. Он и не может быть иным. Люди полностью еще себя там не осознали — и многие и не в состоянии пойти до конца на путь чистого великодержавного русского национализма. Но то, что мы сейчас имеем там, есть не только полная материальная подготовка здания будущей национальной империи. Там идет и подготовка ее идеологии. Там идет и подготовка ее людей.

…Эта книжка — только попытка подойти к изучению людей власти сегодняшнего дня. Она не может претендовать на полноту. Не только потому, что я сам себя ограничил известными рамками. Но и потому, что архивы закрыты, приходится пользоваться относительно ничтожными имеющимися материалами да личным знанием обстановки и людей. Это немного, конечно, но это все-таки кое-что… Должен заметить: я сознательно откидывал многочисленные устные анекдоты, непроверенные, недостоверные, имеющие на себе большой отпечаток троцкистско-меньшевистской легенды. Кого интересуют и эти анекдоты, тому надо прочесть только что вышедшую на немецком языке книжку Эссад-бея «Сталин». Там собрано, по-видимому, все, что рассказывают о Сталине и его окружении. Книжка интересная, дающая материал для размышлений, несмотря на свою некоторую фантастичность и некоторую непрочность выводов. Свою книжку я старался строить в рамках известной схемы только на проверенных фактах и документальных данных. При этом я сосредоточился почти исключительно на самом Сталине. Его окружение, новых людей сегодняшнего Дня, я частично уже характеризовал в своих газетных статьях. Если у меня будет возможность высказываться в прессе — я продолжу эти характеристики.

Но главная цель данной книжки вот какова: мне хочется показать в ней, какие люди нужны для борьбы и как надо бороться за свое дело, за свои идеалы. Мне хочется сказать ею и людям зарубежной России, ищущим сейчас новые национальные знамена и пытающимся вокруг них сплотиться во имя борьбы:

— Научитесь любить свое отечество, и так, как любили его Корнилов и Дроздовский, и так, как любил его Ленин, — и любят люди, прошедшие настоящую ленинскую школу; самоотверженно, и не на словах только, но на деле — и вместе с тем с ясной осознанностью народных нужд: не для себя, но для народа. Научитесь ставить Россию превыше всего. Пусть будет она для нас здесь, как и для людей там, выше всего мира, самой лучшей и самой великой страной. Научитесь так, как люди там, быть независимыми — и презрительно и гордо смотреть в лицо всему прочему миру. Научитесь так, как они, организовывать себя и других, пользоваться всеми средствами для достижения поставленных целей. Научитесь так, как они, строить свое государство и так же твердо осуществлять свою власть. Научитесь так, как они, бороться за свою власть и преодолевать все трудности. Станьте смелыми, жесткими, жестокими, циничными, непримиримыми, нетерпимыми. Но прежде всего — русскими, не отвлеченно, но на деле. Россия — выше всех и всего!..

— Поймите: нынешняя жизнь — и особенно наша, русская, — не комфортабельный салон, где без труда и забот скользят по паркету. Нынешняя жизнь — жестокая и трудная борьба. Мы и должны быть людьми этой борьбы. Белые и всякие перчатки надо снять: и для того, чтобы видеть, у кого в чем руки, и потому, что перчатки вообще сейчас ни к чему. Весь хлам старых предрассудков и истлевших идей, с которыми нас вели в прошлом от поражения к поражению, надо бросить. Мир перестраивается заново. Работа предстоит черная и кровавая. Не на мягких коврах будет решаться наша будущая судьба, не в пропитанных ложью и предательством кулуарах парламентов, не в канцеляриях продажных соглашательских партий, не в затхлых редакциях «демократической» прессы, не на изъеденных молью и червями кафедрах университетов, но в университете жизни, там, где сам народ: на грязных улицах, среди липкого чернозема полей, в дыму кровавых боев. К этим боям мы должны вести людей, к ним их готовить. Только с оружием в руках, но не проповедью примиренчества и пацифизма будет создан твердый порядок и утверждены национальные идеи и национальное государство и на нашей родине и вовне ее. Человек сегодняшнего дня, если он хочет быть полезным своей родине по-настоящему, должен быть прежде всего воином.

Пусть мещанская чернь превозносит Ремарка: вы должны знать, что Ремарк — это человек вне нации, а «ремарковщина» — клевета на человечество.

— Бросьте в мусорную яму все мысли о коалиции «всех» или многих сил: ибо всякие коалиции — вернейший путь к поражению. Помимо всего прочего, они вернее всего ведут к сплочению с нынешним ГПУ. Следуйте Ленину: сначала размежевание и отбор — потом объединение[1].

В процессе сплочения и