Оренбургский край. Исторический очерк. [Александр Федорович Рязанов] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

уральских заводов, снабжавших ополчения Пугачева техническими средствами борьбы, в особенности артиллерией, — охватило огромный район и вышло далеко за пределы Оренбургского края.

Таким образом история Оренбургского края, отражая колониальную политику царского правительства на юго-восточной окраине, в то же время представляет собою для науки крупный интерес с точки зрения изучения экономических и торговых сношений России с Средне-Азиатскими странами, а также внутренних национальных и социальных отношений населения края.

Кроме того, с точки зрения исторической науки Оренбургский край, по своему географическому положению находящийся на рубеже Европы и Азии, приобретает всемирное значение, как «исторические врата народов».

С доисторических времен, через эти «врата» с востока на запад двигались бесчисленные кочевые народы; одни из них останавливались перед водным рубежом великой Волги и оседали на ее левом берегу на целые столетия; другие, преодолев этот рубеж, широкой лавиной устремлялись в южно-русские степи и, продолжая свой путь на запад, вторгались в пределы Западной Европы.

На ряду с этим человеческим потоком, который на юге края устремлялся с востока на запад в продолжении многих столетий до XIV в., — на севере края уже с XI века наметилось обратное течение с запада на восток, начатое новгородскими ушкуйниками.

В XVI века это обратное движение в лице славянского племени приобретает все более агрессивный характер и через три века заканчивается великодержавным русским империализмом, который поработил своей тяжелою стопой не только леса и горы Башкирии, но и обширные степи Казакстана и далекий Туркестан.

Октябрьская революция открыла новую страницу в истории края. Мы наблюдаем теперь раскрепощение угнетенных царизмом национальностей, которые стали свободны; они создали свои автономные национальные государства и приступили к созданию своей национальной культуры, братски сотрудничая в великом Союзе ССР.


Первоначальные обитатели края и памятники их культуры


Через Оренбургский край, как «исторические врата народов», прошли очень многие народы, которые иногда оставались здесь подолгу, проходя первоначальные стадии культуры — каменный и медный века.

Бесчисленное множество курганов, городищ и могил, рассеянных по Оренбургским степям, по сыртам, по берегам рек и озер, являются немыми памятниками давно исчезнувших народов, обитавших в крае.

Самыми древними обитателями края, оставившими нам памятники своей культуры, были чудские (финские) племена, известные под общим баснословным названием «чудь».

Переселившись в край из Азии, чудь принесла с собою свою первоначальную культуру. От нее осталось множество курганов, в которых этот народ хоронил своих покойников. Под влиянием того, что в чудских курганах на ряду со скелетами покойников находят и вещи их домашнего обихода, у русских поселенцев, пришедших в край уже в историческое время, сложилась легенда, что этот народ заживо похоронен в своих жилищах — курганах.

Чудские курганы имеют коническую форму; иногда они достигают нескольких сажен в вышину. В этих курганах помещаются чудские могилы, обычно выложенные камнем или жженым кирпичом. При раскопках в чудских могилах встречаются наряду с каменными различные медные, серебряные и золотые изделия. Эти археологические находки свидетельствуют, что чудь не только знала об ископаемых богатствах края, но умела их добывать и обрабатывать. Особенно изобилуют чудские могилы памятниками каменного века позднейшей неолитической эпохи.

Выделка из камня оружия и домашних вещей (долота, топоры, наконечники стрел и копий) достигали у чуди большого искусства.

Достигнув полного расцвета в искусстве обрабатывать камень, чудь открыла способ добывать и плавить медь, почему в чудских могильниках каменные орудия перемешиваются с орудиями, сделанными из меди и бронзы. Уральские и Мугоджарские горы, богатые медною рудой, давали чуди неистощимые запасы металла.

В Оренбургском крае имеются чудские рудники, которые представляют собой узкие и глубокие ходы под землей, откуда рудокопы выбирали медную руду. Медь добывалась при помощи каменных долот, медных кирок и даже мотыг из оленьего рога. Для защиты рук при работе чудские рудокопы надевали рукавицы из шкурок с головы животных, засовывая большой палец в ухо, а остальные во внутрь головы. Иногда чудь плавила медную руду с примесью олова и таким образом получала бронзу.

Чудские копи имеются в окрестностях Оренбурга на берегу р. Бердянки, впадающей в Урал. По обилию находимых медных наконечников стрел и копий предполагают, что здесь когда то существовала чудская оружейная фабрика.

Чудь жила в укрепленных городах и достигла значительной степени культуры. Занимаясь земледелием и скотоводством, она вела торговлю с культурными странами, о чем свидетельствуют находки предметов персидской и