«Цигун и жизнь» («Цигун и спорт»)-02 (1995) [Журнал «Цигун и спорт»] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

много витаминов и минеральных веществ.

Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).




Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

Перевод С. Сергеева

(Продолжение следует)

Долго ли жили китайские императоры?

Чжан Цисянь



Народная мудрость гласит: «Пища для человека — второе небо». Действительно, человек не может обходиться без пищи, во-первых, потому что пища является важным условием поддержания жизни, во-вторых, потому что питание играет определяющую роль для роста и развития ребенка, и, наконец, в-третьих, потому что пища является незаменимой материальной основой для поддержания здоровья. Недостаток тех или иных питательных веществ, содержащихся в продуктах питания, неизбежно приводит к возникновению заболевания. Нехватка витамина В, например, может вызвать цингу, недостаточное количество железа в организме зачастую является причиной анемии. Неудивительно, что люди придают большое значение укреплению здоровья за счет питания («пополнение пищей») и приема медикаментозных средств («пополнение лекарствами»). Однако мало кто уделяет должное внимание «пополнению ци».

Зададимся вопросом: достаточно ли «пополнение пищей» и «пополнения лекарствами» для здоровой долголетней жизни? Какую роль играет «пополнение ци» для продления жизни?

Частично ответить на эти вопросы помогают факты, почерпнутые из опыта поддержания здорового образа жизни императорами, правившими в Китае на протяжении веков.

Анализ продолжительности жизни сотни китайских императоров за два тысячелетия (от эпохи Цинь до эпохи Цин) свидетельствует, что большей частью они жили по 30–40 лет, и лишь некоторые из них, в частности, Лян Уди и У Цзэтянь жили больше 80 лет. Среди 16 императоров эпохи Мин, например, больше всех (71 год) прожил Чжу Юаньчжан, первый император династии, а остальные, за исключением Цзянь Вэня и Чоу Чжэня, ушедших из жизни внезапно, не доживали и до 40 лет. Примечательно, что жизнь Чжу Юаньчжана вследствие плохого питания была самой неблагополучной. Он родился в 1328 г. А когда ему было 16 лет, в его семье от голода, вызванного сильной засухой, за какие-то две недели умерло три человека. Чжу Юаньчжан был вынужден стать монахом в монастыре Хуанцзюэсы, где перебивался с хлеба на воду. Вскоре в монастыре стало совсем нечего есть, и будущий император стал жить, скитаясь в поисках пищи и крова. Так он добрел до провинции Хэнань, где вступил в войско восставших крестьян.

Трудно представить все лишения, которые выпали на его долю в бесконечных походах и сражениях. Тем не менее, он прожил 71 год. А вот потомки императора Чжу были избалованы всяческими изысканными яствами, а малейшие недомогания и болезни могли лечить самыми редкими и дорогими лекарствами, изготовлявшимися из жэныпеня и пантов, о чем их предок не мог и мечтать. По логике тех, кто отстаивает приоритет питания и лекарств, потомки Чжу Юаньчжана должны были бы жить лет по сто. На самом же деле, никто из 15 его сыновей и внуков не дотянул до возраста основателя династии. Причины такой, на первый взгляд, парадоксальной ситуации кроются в том, что, несмотря на изысканную пищу и первоклассные лекарства, на жизнь в достатке и роскоши, дети и внуки Чжу Юаньчжана растрачивали свою «семенную ци» в бесконечных любовных утехах, постоянно находились в состоянии психологического дискомфорта, связанного с крестьянскими бунтами и дворцовыми интригами. Такой образ жизни неизбежно приводил их к преждевременной смерти.

В чем же тогда кроется секрет долголетия Лян Уди и У Цзэтянь? Ответ на этот вопрос дает сама история их жизни: уже после 40 лет Лян Уди увлекся буддийской методикой «созерцания в положении сидя» (медитацией) и вегетарианством, «подолгу постился, не употребляя рыбу и мясо, питался один раз в день овощной похлебкой и рисом, не употреблял вина и в течение тридцати лет не вел половой жизни». И если бы не смута, в результате которой он оказался в