Рождение Римской империи [Михаил Иванович Ростовцев] (fb2) читать постранично, страница - 60


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

греческого населения Египта, Птолемеем I Сотером. Образ и имя Сераписа были составлены путем слияния двух египетских богов Осириса и Аписа.

(обратно)

157

Исида (Изида, Исет) — в египетской мифологии богиня материнства, супружеской верности, мореплавания, ветра и воды, управляющая человеческой судьбой. Культ Исиды, претерпев некоторые изменения, распространился по всей Римской империи, где богиня считалась владычицей земли, помощницей женщин, создательницей небесных светил и утешительницей угнетенных. Культ ее объединился с культом Сераписа.

(обратно)

158

Ойкумена (греч.).

(обратно)

159

Земной диск (лат.).

(обратно)

160

Римский (лат.).

(обратно)

161

Латифундии (от лат. latus — большой, fundus — земля, поместье) — крупные древнеримские поместья, возникшие во II в. до н. э., преимущественно обрабатываемые рабами.

(обратно)

162

Лукреций Кар Тит (ок. 96–55 до н. э.) — римский философ, поэт. Его поэма «О природе вещей» представляет собой единственное систематическое изложение эпикурейской философии.

(обратно)

163

Катулл Гай Валерий (ок. 87 – ок. 54 до н. э.) — римский поэт. Наибольшей известностью пользуются его полные чувства и поэтической выразительности лирические стихотворения, подражания Сапфо, а также язвительные ямбы, обращенные к Цезарю и его сторонникам.

(обратно)

164

Салюстий Гай Крисп (86 – ок. 35 до н. э.) — римский историк и государственный деятель. Участвовал в гражданской войне 49–45 гг. до н. э. на стороне Цезаря, после смерти которого посвятил себя литературной деятельности.

(обратно)

165

Непот Корнелий (ок. 100 – после 32 до н. э.) — римский писатель, друг Катулла и Цицерона. Основной его труд «О знаменитых людях» представлял собой сборник биографий как римлян, так и неримлян. Отличаясь ясностью изложения, сочинения Непота содержат многочисленные неточности и ошибки.

(обратно)

166

Ливий Тит (59–17 н. э.) — первый крупный римский историк, не имевший военного или политического опыта. В своем имеющем высокие литературно-художественные достоинства труде «История Рима от основания гopoдa» доводит повествование до современных ему событий.

(обратно)

167

Варрон Марк Теренций (116–27 до н. э.) — крупнейший римский ученый-энциклопедист, создавший более 600 трудов по юриспруденции, истории, искусству, грамматике, сельскому хозяйству и т. д.

(обратно)

168

Вергилий Публий Марон (70–19 до н. э.) — крупнейший римский поэт-эпик, мастер психологического образа и описания природы. Автор сборника пастушеских песен «Эклоги» («Буколики»), поэмы «Георгики». Поэма Вергилия «Энеида» — вершина римской классической поэзии.

(обратно)

169

Гораций Флакк Квинт (65-8 до н. э.) — римский поэт. Принимал участие в гражданской войне как военный трибун. Автор «Эпод» (ямбов), сатир, лирических стихотворений, од, посланий. Высокие художественные достоинства поэзии Горация предопределили ее выбор как образца для подражания лириками Европы.

(обратно)

170

Варий Руф Луций (2-я пол. I в. до н. э.) — римский поэт, друг Вергилия и Горация. После смерти Вергилия издал «Энеиду». Автор эпоса «О смерти», трагедии «Фиест», панегирика Августу. От произведений Вария до нас дошли лишь незначительные фрагменты.

(обратно)

171

Софокл (ок 496–406 до н. э.) — великий античный драматург. Трагедии Софокла «Эдип-царь», «Антигона», «Электра» представляют собой классический образец жанра.

(обратно)

172

Еврипид (Эврипид) (ок. 485–406 до н. э.) — один из самых известных афинских драматургов, мыслитель и поэт. Из более чем 90 написанных им произведений до нас дошли 18, в том числе «Медея», «Ипполит», «Андромаха», «Ифигения в Тавриде». Театр Еврипида отражает развитие философской мысли Эллады V в. до н. э.

(обратно)

173

Саnфо (Сафо) (конец VII – 1-я половина VI в. до н. э.) — известная греческая поэтесса из города Митилена (остров Лесбос). Автор любовных песен и эпиталам — свадебных песен.

(обратно)

174

Алкей (ок 600 до н. э.) — греческий лирик, автор песен — лирических, военных (стасиотика), ностальгических, застольных (сколия) и гимнов В честь богов.

(обратно)