И сошлись старики. Автобиография мисс Джейн Питтман [М Ландор] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

говорю.

Она заметила в момент, что я плакала, и перестала улыбаться.

— Что случилось? — спрашивает.

Дама она полная, личико круглое, приятное, носик маленький, острый такой, ротик красный, тоже маленький, глаза серые. На сову она похожа, очень смахивает на сову; наши деревенские так ее и называют — Совушкой, — за глаза, конечно.

— Случилось что-то? — спрашивает опять.

На майора поглядела — он свернулся там, на качелях. "Да нет, просто пьяный", — говорит. Она глянула тогда на золотые часики на своей короткой полненькой ручке.

— Первый час, даже полпервого еще нет, — говорит.

— А я вам все домой звоню, все звоню, звоню, — рассказываю.

— Я в это время ехала сюда, — объясняет она. — Да что случилось-то? В чем дело?

— Кэнди, — говорю.

— Что — Кэнди?

— Смертоубийство, — говорю.

— Что? — спрашивает мисс Мерль. И как глянет на меня своими глазищами, до того неласково да строго; только вижу я — за всей за ее строгостью, — напугалась она до смерти.

— Кэнди? — спрашивает.

— Нет, мэм. Бо.

— Бо? — спрашивает она. — Кэнди? Бо? Да что же, наконец, случилось?

— Бо убили, — говорю.

— Кэнди? — спрашивает она.

— Не знаю, — говорю.

— Где сейчас Кэнди?

— В деревне, — отвечаю.

— И что там делает?

— Да ведь в деревне-то все и случилось, — говорю. — У Мату во дворе.

— Боже мой, боже ты мой, — говорит и зажимает рот рукою. Глянула на галерейку, где майор на качелях свернулся. — Джек! — кричит она ему. — Джек! Джек!

— Интересно, как он вас услышит? — говорю.

— Где Беатриса? — спрашивает мисс Мерль.

— На заднем выгоне, орехи ищет. Мисс Мерль, — говорю, — Кэнди сказала, чтоб вы сию минуту в деревню ехали.

— Кто еще об этом знает? — спрашивает мисс Мерль.

— Только наши деревенские, — отвечаю. — Она велела мне вас известить и мистера Лу, и никого больше.

— Ты до Лу дозвонилась? — спрашивает мисс Мерль.

— Он обедает, — отвечаю.

— У, ч-черт, — говорит она и обратно взглядывает на галерейку. — Джек! Джек!

— Не слышит он вас, — говорю. — Он с одиннадцати часов уже такой.

— Ну так я поеду в деревню, — говорит тогда мисс Мерль.

И обратно влезает в машину. Толстущая до того, что еле в дверку втискивается.

— Молись, — говорит она мне. — Молись, Джени!

Я понимаю, про чего она думает: про Фикса и его дружков.

— Молись, Джени, — говорит она и поворачивает. Наехала маленечко на клумбы и кусты, гравий из-под колес как брызнет — все засыпал, все как есть кругом, и меня тоже. — Молись, — говорит и выезжает со двора. — Молись.

Я вернулась в дом. Могла бы не просить меня молиться. Она еще не приезжала, а я уж молилась.

Мертл Бушар, она же мисс Мерль

Я велела Люси испечь яблочный пирог — Джек их просто обожает. Как только Люси пришла утром, я ей сразу говорю: испечешь самый лучший пирог в своей жизни — будешь свободна с половины дня. А она мне говорит: не стоит волноваться. И испекла-таки: ей-ей — лучше я не ела и не видывала. Золотисто-коричневый, сладкий, но не приторный, в самую меру. Ровно в двенадцать я ей говорю: ты свободна, поскольку я человек слова. А она мне: разве же я этого не знаю, мисс Мерль? Такая лапочка. Потом говорит: думаете, это мой лучший пирог? Да в следующий раз я испеку еще лучше.

Вышли мы из дому в одно время — она отправилась к себе в Медлоу, а я в усадьбу, в гости к Беатрисе и Джеку. Пирог-то для Джека, конечно… господи боже, если б он меня любил так же, как любит яблочные пироги! Но я это уже столько лет повторяю.

Только въехала к ним во двор, выбегает на веранду Джени. Чувствую, что-то произошло, а когда Джени во двор спустилась, я вижу, она вся зареванная.

Потом она мне все рассказала, и я думаю: господи, господи! Гляжу на Джека: спит себе на качелях, а сама думаю: господи, господи!

И про яблочный пирог забыла. Скорей назад в машину — и за ворота. Въехала в деревню: посреди дороги стоит трактор, а черный "ЛТД" Кэнди — на обочине. И вот что интересно: пока я проезжала по деревне, мимо их развалюх, мне ни души не встретилось. Попрятались, думаю, как клопы. Всполошились, как клопы, и попрятались. Подъезжаю, однако, я к дому Мату и гляжу: какие там клопы! Все как один собрались у Мату во дворе и на галерее. Трое даже с дробовиками — Мату, Джонни Пол и Руф. Женщины без ружей; женщины и дети просто так сидят и смотрят на меня. К тому времени, как я выбралась из машины, Кэнди уже на дорогу вышла.

— Я убила Бо, — выпаливает с ходу.

А я гляжу мимо нее — на Мату, на Руфа и на Джонни Пола, на стариков этих со старыми дробовиками. Мату на корточках, спиной к стене, возле самой двери и ружье, как ребенка, к себе прижимает. Он всегда на корточках — не сидит и не стоит; как выйдет на галерею — любимая его поза. А местечко: у двери, спиной к стене — самое любимое его местечко. Джонни Пол сидит на крыльце, и дробовик в руках; а Руф в углу на галерее примостился. Ничего подобного я не видала никогда, ни