О великом ученом и атеисте [Александр Николаевич Студитский] (fb2) читать постранично, страница - 26


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

восклицает Павлов. — Ну прекрасно, организм целый. Разве мы не знаем, что все в организме сцеплено, связано, объединено? Однако никто не отрицает, что система кровообращения — это одно, а пищеварение — другое, мышечная деятельность — третье. Привязались к структуре и забыли, что все складывается из отдельных частей. Взяли целостность, взяли сложность и позабыли, что она состоит из частей, что наше понимание целого основывается на знании частного.

— Игра слов! Судороги мысли! Словесное буйство! — негодует он. — Не признавать сходства в поведении животных и человека! Что за чепуха! — возмущается он, читая Келера. Скажите на милость, как это можно? И это профессор Берлинского университета отпаливает такие вещи!

Павлов гневно захлопывает книгу.

— Он, оказывается, в Берлинском университете читает психологию на богословском факультете, — качает он головой. — Там, конечно, не встанешь на нашу точку зрения! Только так можно понять это недомыслие. Муки анимизма, укоренившегося до последней степени, делают его и непоследовательным, и недогадливым, и противоречивым. Только так, — убежденно подчеркивает Павлов. — Я видел сколько угодно людей, медицински образованных, которые никак не могли одолеть того, чтобы разъяснить поведение больного, не прибегая к признанию активного самостоятельного значения внутреннего мира.

Внутренний мир! Снова и снова враги науки выдвигают его как особую, непостижимую, таинственную силу, управляющую телом человека.

Не выйдет!

За врагами науки — отживающий старый мир, охваченный смертным страхом перед близкой кончиной.

За Павловым — все передовое человечество, сплоченное вокруг нового мира, которому принадлежит будущее.

Старый мир давно утратил интерес к познанию законов развития природы и общества, потому что эти законы предвещают его близкую гибель.

Старый мир цепляется за предрассудки и вымыслы о таинственных, непостижимых силах, управляющих миром, чтобы отдалить свой смертный час и облегчить свои смертные муки.

Новый мир стремится к полному и безграничному познанию законов развития природы и общества, чтобы с помощью этих законов управлять природой и руководить развитием общества.

Новый мир не нуждается в вымыслах о непостижимых силах, управляющих миром, потому что управление законами природы и общества — в его руках.

Борьба не прекращается. Она не прекратится до тех пор, пока существует старый мир, отвергающий науку и насаждающий веру в бога и бессмертную душу.

Она закончится полной победой передовых, материалистических воззрений на природу.


…На столе в кабинете Павлова в Институте экспериментальной медицины — календарь, раскрытый на 18 февраля 1936 года. Это последний день, когда ученый был в своей лаборатории, где проработал сорок пять лет.

Он умер неожиданно для окружающих. Ему было восемьдесят шесть лет. Но, по-прежнему бодрый, подвижный, стремительный, он преодолевал возраст. Могучий ум сверкал и переливался в светлых старческих глазах, глубоко запавших под щетинистыми бровями. Смерть прервала его мысль в стремительном и неустанном движении вперед.

«Передайте всем товарищам, — сказал Павлов за месяц до смерти одному из своих учеников, — чтобы они сосредоточили все свои силы на исследовании основных законов высшей нервной деятельности и не отклонялись от объективного метода исследования. Разгадка деятельности человеческого мозга — неужели не самая великая задача для физиолога?..».

Он прожил всю свою долгую жизнь, не выпуская из поля зрения этой задачи. С первого юношеского впечатления, вынесенного из чтения «Рефлексов головного мозга», до выводов из последних полученных им фактов — все направлялось им на ее решение.

«Передайте товарищам — это самая важная задача».

У порога сознания полвека назад беспомощно стояли все физиологи мира. Павлов распахнул дверь в это заколдованное царство и вошел в него хозяином, уверенным, властным, готовым управлять и распоряжаться. Сделать как можно больше, успеть узнать все, что необходимо для этой власти и управления, — вот что двигало Павловым до последних дней его Жизни.

Он жил и умер великим революционером в науке.

Революция, которую Павлов произвел в естествознании, заключается в том, что он разрушил последний устой, на котором могла держаться религия в своей вековечной борьбе с наукой — веру в счастливую и бессмертную душу, обитающую в бренном. смертном теле человека и животных.

Две с половиной тысячи лет, со времен Платона, просуществовала эта вера, оказывая тлетворное влияние на науку, сдерживая ее поиски причин всех явлений в природе. Павлов положил ей конец, доказав языком неопровержимых фактов, что бессмертная и. нетленная душа — это не более как плод религиозно настроенного мышления, а вся так называемая душевная деятельность человека и животных, это результат работы головного мозга, вызываемой воздействием внешнего мира.

Атеизм Павлова живет и