Афинская ночь [Павел Алексеевич Кучер Nazgul] (fb2) читать постранично, страница - 318


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

эксперимент Дефо на тему "что было сначала, курица или яйцо?", в случае островного отшельника, успешно ведущего высокопроизводительное натуральное хозяйство — профанация. Робинзон, доказывает Маркс, не просто "одинокий охотник и рыболов", а носитель воспитания и знаний породившей его цивилизации. И следовательно — "результат истории", заложник своего "человеческого" происхождения. Вне общества он бы нужных навыков не получил и даже один — остается частью большой культуры, пусть в полной изоляции от мира. Вроде бы логично? Но, есть проблема. А что дальше? Уже сам Дефо — наглядно промоделировал, как "естественный" человек, в отрыве от общества — не гибнет, подобно оторванному от родной кучи муравью. Из "результата истории" становится её новым "исходным пунктом". Основателем цивилизации, по праву личного прохождения "бутылочного горлышка эволюции"… Причем, другого пути спасения для него нет, поскольку породивший его социум — исчез. Представляете?

— Откуда Марксу знать про "бутылочные горлышки эволюции"? — рассудительно заметил говорящий ящик. Для образованных европейцев XIX века символ ужасной катастрофы — крушение Древнего Рима. Ничего более впечатляющего — доступные им письменные документы не сохранили. О происхождении человека от обезьяны в те времена яростно спорили. О происхождении "человеческой морали" от волков даже не подозревали. Шлиман раскопал Трою в 1873 году, после рождения Ленина и Парижской Коммуны. А до того "Илиада" с "Одиссеей" — официально считались сказками. Менее достоверными, чем Библия…

— В "Робинзоне", Даниэль Дефо описал классическое "бутылочное горлышко" предельно ярко, — пожала плечами филологиня, — Не зря книжка остается "бестселлером" уже триста лет. Другое дело, что её идейный заряд "теоретики" стараются употребить для подтверждения собственных выводов. То передергивая, то преувеличивая… Скажу больше, огромная масса современных людей "Робинзона" не читала по причине резкой антипатии к главному герою. Довольно удобный "пробник на идиота", кстати.

— Не ругайтесь… — поморщился каудильо, — Знаю, что Смирнов "Робинзона" не любит.

— А почему — спрашивали?! — Ленка жадно подалась вперед.

— Говорит — "детская выдумка". И что Дефо — "жизни не нюхал". Какой в этом смысл?

— Огромный! Робинзон тоже "трикстер". Злостный нарушитель традиций, обожествляющих общество. А традиции — это свято. В "иерархическом" обществе поголовная приверженность "традиции" — главный (часто единственный) способ защиты своих невеликих прав от произвола любых "вышестоящих". Вопль "Всегда так было!" — крайне значимый для властей аргумент. Почему? Так и для жителей верхних этажей "пирамиды клевания", любая перемена — "сигнал тревоги" и симптом "потери управляемости". Что-то кто-то "сделал без разрешения" (которое там принципиально невозможно получить). Сам!!! А самостоятельность "нижестоящих" в мыслях или поступках — бунт. Даже, когда "на словах" — бунт. Вся разница, что "верхи", обыкновенно — начинают топтать "новатора" немедленно, а "низы", как правило — медлят, выясняя "степень безопасности" расправы (отучены от самостоятельности)… Но, если им прикажут, заклюют "выскочку" злее любых палачей. А Робинзон, безнаказанно, прожил на своем острове 28 лет…

Строго между нами, девочками — столичная выскочка опять права. Сама натерпелась. Тотальная неприязнь к знаменитой книжке Дефо и главному герою (если верить архивным записям), с послевоенных времен — косит ряды питерской интеллигенции, как легочная чума. Какой-то мистический инфернальный ужас. Хотя, они не деревня ни разу. Сама, однажды, столкнулась, испортив отношения с очень влиятельным человеком…

— Дефо — выходец из "спецслужб", — ожил селектор, — Как Смирнов может не знать такой элементарщины?

— Очень многие "сапоги"… это — "строевые" военнослужащие, считают Дефо просто писателем. Проверено многократно! — огрызнулась филологиня, — А сам он, в силу профессиональной скромности, о причастности к "закрытым структурам" — никогда не распространялся. Хотя, "образ Робинзона", несомненно, рожал "с себя"…

— Не помнит, потому, что подсознательно "не хочет знать"? Организм протестует? — завхоз зрит в корень…

— Примерно… — согласилась Ленка, — Пропаганда "абсолютной свободы" вышла удачно, узнаваемо. Однако, для людей "вертикальной" социализации, сам концепт "робинзонады" — отвратителен до рвоты. Как это, "без руководительства"? Как это, "без обчества"? Как это, "сам по себе"?

— И как теперь с этим жить? — Соколов демонстративно потянулся и, прикрыв рот лапищей, не менее демонстративно широко зевнул.

— Просто помнить, что на вас, как "природном аристократе" — несмываемое клеймо. Мифологический герой — никого не боится, мерит всех людей по себе и по указанным причинам — верит заведомым врагам на слово…

— Вот и ладненько… Шабаш. С добрым утром, девушки! — действительно, за окном — светает, — Разбегаемся.