«От ордена осталось только имя...». Судьба и смерть немецких рыцарей в Прибалтике [Александр Ильич Филюшкин] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Уже в 1196 г. он удостоился папской привилегии, которая освобождала его от власти епископов, подчиняла непосредственно папе (это называлось — экземпция) и, что особенно важно, предоставляла свободу выбора своего главы — магистра.

В марте 1198 г. в Акре состоялся собор высших духовных лиц Палестины и знатных немецких крестоносцев, которые, получив известие о смерти императора, желали поскорее вернуться на родину. Они обратились к папе Целестину III с прошением поручить братству, до тех пор занимавшемуся только уходом за больными, войну с неверными. Папе пришлось превратить основанное в 1189/1190 гг. братство в рыцарский орден по образу и подобию тамплиеров. Новый орден, которому отныне поручалось вести войну с неверными, получил устав тамплиеров, то есть те правила, которые оформились в первый устав духовно-рыцарского ордена при участии Бернара Клервоского. Что касается ухода за больными, то в этом братьям предписывалось соблюдать устав иоаннитов.

Так возник Немецкий орден, члены которого именовали себя не иначе, как Fratres hospitalis sanctae Mariae Theutonicorum Ierosolimitanorum — «Братья немецкого госпиталя в Иерусалиме, посвященного Пресвятой Марии». Примерно таким было его полное название и впоследствии, когда братья ордена утратили свои владения в Иерусалиме и Палестине. Начиная с 20-х гг. XIII в. название было предельно ясным. Напротив, на более раннем этапе оно, напоминая о госпитале Девы Марии в Иерусалиме, предполагает, что старый госпиталь был поглощен орденом, основанным в Акре. По мере того как основанный в Акре орден постепенно вписывался в традицию старого госпиталя и занимал его владения, он присвоил себе и его название.


Миннезингер (немецкий средневековый поэт-певец) в одеждах Тевтонского ордена. Миниатюра немецкого Манесского кодекса (Большого гейдельбергского песенника), между 1300–1340 гг.

В 1221 г., при магистре Германе фон Зальца, папа Гонорий III пожаловал Немецкому ордену полный правовой статус наравне с первыми духовно-рыцарскими орденами — тамплиерами и иоаннитами. Все их привилегии распространялись и на Немецкий орден. Среди них — отпущение грехов участникам крестовых походов и покровителям ордена, оказывавшим ему материальную помощь, и т. д. Покровительство рыцарям со стороны папского престола проявлялось и в дальнейшем. Один только папа Гонорий III за время своего понтификата (1216–1227) издал в адрес Немецкого ордена 113 специальных папских грамот — булл.


От Трансильвании до Пруссии Как орден искал свое место под солнцем

В XIII в. положение крестоносцев в Палестине становилось все более шатким. В поисках новых язычников и земель, которые следует обращать в христианство, они устремляли взоры к другим частям Европы, в частности, к юго-восточному побережью Балтийского моря. Здесь жили многочисленные местные языческие племена. Их земли собирательно назывались «Земля пруссов», что повлияло на возникновение названия «Пруссия». Соседняя территория, Ливония (современные Латвия и Эстония) получила название по имени проживавших на землях будущей Латвии ливов.

Попытки христианизации были предприняты в Прибалтике еще в конце X в. Здесь Адальберт, епископ Пражский, начал проповедовать в 997 г., но был убит язычниками. Та же судьба постигла в 1009 г. в Южной Пруссии немецкого священника Бруно Кверфуртского.

Следующий этап христианизации этих земель связан с деятельностью именно Немецкого ордена. Он должен был покинуть Палестину из-за общего поражения крестоносного движения на Ближнем Востоке и искал свое место в Европе. Первоначально рыцари ордена предполагали закрепиться в Трансильвании, чтобы стать восточным щитом Венгерского королевства от угрозы нападений кочевников с востока. Но в результате конфликтов с королем Андрашем II и венгерской знатью эта попытка не увенчалась успехом.[4]

Зимой 1225/26 г. польский князь Конрад Мазовецкий обратился к Немецкому ордену с просьбой защитить его границы от язычников — прусских племен. Магистр Герман фон Зальца ухватился за новое приглашение. В марте 1226 г. он получил от императора Фридриха II грамоту, скрепленную золотой печатью (она известна как «Золотая булла из Римини»), в которой тот жаловал ордену в полное распоряжение земли, полученные рыцарями от польского князя, а также все завоеванные орденом земли язычников, приравнивая магистров ордена к имперским князьям. В булле говорилось, что Господь создал Священную Римскую империю германской нации, которая стоит превыше всех земных монархий, чтобы проповедовать язычникам Евангелие и чтобы их покорить и обратить в христианство. Далее говорится, что Герман фон Зальца сообщил императору о намерении Конрада Мазовецкого пожаловать верховному магистру и братьям ордена Кульмскую землю и земли близ Пруссии, чтобы орден мог выступать против пруссов. Грамота гласит, что магистр просит императора признать и