Воды текут, берега остаются [Василий Степанович Юксерн] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

грешники, — сказал Эчук. — А то говорят: «Васли греха не побоялся, совсем беспутный стал».

— Канай Извай отцу грозил, что от нас марийский бог отступится. Отец боится.

— Пойдем к Вениамину Федоровичу, — решительно сказал Эчук, — он что-нибудь посоветует. Может, Колю Устюгова позовем с собой?

Васли кивнул, соглашаясь.

Друзья спустились сначала на берег реки, проулком вышли на Поповскую улицу, ведущую к мельничному пруду. Здесь в сырую погоду для возчиков настоящее мученье: земля глинистая, дорога скользкая, колеса тонут в грязи по ось. Немного в стороне, на высоком месте стоит дом Андрея Устюгова — Колиного отца. Из его окон видна река, и в половодье, когда река разливается, вода подходит чуть ли не к самому дому. В прежние времена, бывало, весной можно было смотреть на разлившуюся реку часами. Опускались на воду журавли, плавали красавцы лебеди, ныряли дикие утки, гоготали гуси. Тогда никто не трогал их, и они при пролете обязательно останавливались здесь. Теперь же охотники отвадили птицу, и поэтому сейчас весной они пролетают мимо не останавливаясь.

Коля собирался на рыбалку, но, узнав, в чем дело, поставил удочки на место, и мальчики, все трое, направились к учителю.

Учитель Вениамин Федорович Утробин заведует Мари-Турекским училищем второй год. Несмотря на молодость — ему всего двадцать пять лет, — его в селе уважают. Став заведующим, Вениамин Федорович изгнал из школы всякие наказания учащихся. Это обрадовало и самих школьников, и их родителей. На его заботу о школе и каждом ученике ребята отвечали ему горячей любовью. Учитель не отгораживался и от мужиков. Он обошел все избы, убеждая отцов посылать детей учиться. Собирается сельский сход, он тоже приходит, слушает, о чем говорят мужики, дает добрые советы. В праздники затевает с детьми какую-нибудь интересную игру и сам веселится с ними.

Вениамин Федорович жил в центре села при школе.

Васли, Эчук и Коля вошли во двор и увидели учителя, сидевшего с книгой в руках на лавочке в тени разросшегося куста акации.

— Здравствуйте, Вениамин Федорович, — сказал Эчук.

— Здравствуйте, здравствуйте. — Учитель отложил книгу. — Ну, говорите, друзья, что вас привело ко мне в такой ранний час?

Эчук посмотрел на Васли, тот — на Колю Устюгова, а Коля в смущенье опустил голову.

— Вы что, языки проглотили? — улыбнулся учитель.

— Говори ты, Эчук, — подтолкнул друга Васли. Эчук был старшим среди них по годам, к тому же шустрее и бойчее на язык.

Эчук прокашлялся и сказал:

— Вениамин Федорович, у Васли горе…

Учитель нахмурился, на крутом лбу обозначилась морщина, голубовато-серые, обычно такие веселые, глаза стали серьезными.

— Что такое случилось?

Васли, запинаясь, со слезами в голосе, рассказал, что произошло вчера на мольбище.

— Да-а, жалко Кигока, — тихо сказал учитель. — Но бояться тебе и твоему отцу нечего. Ты правильно сделал, что вступился за Кигока. На твоем месте каждый бы так сделал. На угрозы Каная Извая и даже самого Ороспая не обращайте внимания. Как говорится, собака лает, ветер носит. Карт и его помощники пользуются темнотой народа и крутят деревней как хотят. Но это только до поры до времени.

— Вениамин Федорович, они и на вас злятся.

— Злятся, говоришь?

— Очень.

— Конечно, они должны злиться, — задумчиво проговорил учитель. — Они хотят держать вас в темноте и невежестве, а я тяну вас к свету, к знанию. Им не нравится, что вы начинаете понимать, как в действительности устроен мир.

— Марийские карты не любят вас потому, что вы русский, — неожиданно вставил Коля Устюгов.

— Вот ты, Коля, русский, Васли с Эчуком — марийцы, разве вы живете во вражде? — спросил учитель.

— Что вы, Вениамин Федорович! — в один голос воскликнули мальчики.

— Вот видите, значит, дело вовсе не в том, что карты — марийцы, а я — русский, а в том, что я — учитель. Картам все равно — русский, мариец или татарин; им тот враг, кто открывает народу глаза на их темные дела, объясняет вред, который они причиняют людям.

Глава III СПЛЕТНЯ ПРО БЕЛУЮ КОШКУ

Вера в двух богов — в марийского и христианского — уже не раз доставляла Йывану Петыру неприятности. Однажды карт Ороспай при всем народе выгнал его с мольбища, попрекая тем, что он только что был в русской церкви и молился русскому богу. Но что поделаешь? В Турекской стороне такое двоеверие обычное дело. Марийскую языческую веру марийцы почитают, потому что это вера их дедов и прадедов, а в церковь ходят, потому что вдруг христианский бог сильнее марийского.

После разговора с Канаем Изваем Иыван Петыр пребывал в постоянной тревоге: он все время думал про угрозу Извая, и ему казалось, что карт Ороспай что-то замышляет против него, но не мог догадаться, что именно.

Когда Васли передал отцу свой разговор с учителем, то Йыван Петыр решил сам сходить к Вениамину Федоровичу, чтобы своими ушами услышать, что карт и его приятели ничего не могут ему сделать.

И вот