Жюль Верн и вопросы развития научно-фантастического романа [Евгений Павлович Брандис] (fb2) читать постранично, страница - 18


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

первую попытку в этом направлении сделал В. Маяковский. В поэме «Летающий пролетарий», в пьесах «Клоп» и «Баня» легко увидеть тесное переплетение социальной темы, обращенной к будущему, с технической фантазией. Изображая коммунистическое «далеко», поэт стремился также увидеть новые черты человека будущего. Это дает возможность считать Маяковского одним из зачинателей советской научной фантастики.

Создание образа положительного героя, творца новой, коммунистической техники, — еще нерешенная задача советского научно-фантастического романа.

У Жюля Верна гениальный изобретатель находится в трагическом одиночестве. Окружающие его люди (скажем, команда «Наутилуса» или «Альбатроса») безлики и бесцветны, часто даже не названы по именам. Этим еще больше подчеркивается необычность, оттеняется резкий индивидуализм главного героя. Для Жюля Верна такая романтическая традиция имела свое историческое оправдание. Но для советской литературы она неприемлема.

Вместо героя-индивидуалиста в наших романах действует дружный коллектив тружеников науки, обогащающих Родину своими замечательными открытиями.

Типическое в советской научной фантастике проявляется в исключительных положениях, ставящих героев в необычные условия, при которых они должны полностью раскрыть свои высокие нравственные качества, стойкость, мужество, патриотизм.

Появление в научно-фантастическом романе героя, взятого из нашей действительности, — несомненная заслуга писателей. Но нередко чудесные машины, созданные руками человека, в романах оказываются более яркими и лучше запоминаются, чем их творцы. Таков главный и пока еще непреодоленный недостаток нашей научной фантастики.

Разнообразные творческие искания, ведущиеся у нас в области пропаганды научного и технического прогресса средствами художественного слова, новые жанры и методы, найденные писателями на этом поприще, большие и бесспорные успехи нашей научно-художественной литературы — все это говорит о том, что советская научная фантастика до сих пор еще переживает период становления и трудности роста. Эти трудности вызваны, прежде всего, сложными новаторскими задачами, далеко еще не решенными писателями, работающими на этом участке литературы. Наши читатели предъявляют к научной фантастике серьезные требования и ждут таких произведений, таких книг о будущем человечества и будущем науки, которыми вправе будет гордиться советская литература.

Примечания

1

В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 476.

(обратно)

2

В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 284.

(обратно)

3

К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв. в двух томах, т. II, М. Госполитиздат, 1949, стр. 93.

(обратно)

4

М. Торез. Сын народа, М., 1950, стр. 28–29.

(обратно)

5

К. Э. Циолковский. Труды по ракетной технике. М., Оборонгиз, 1947, стр. ЮЗ.

(обратно)

6

В. А. Обручев. Несколько замечаний о научно-фантастической литературе. «Детская литература», 1939, № 7, стр. 39–40.

(обратно)

7

От «Икарии» — утопического романа Этьена Кабе.

(обратно)

8

Аболиционизм — общественно-политическое движение в США за отмену рабства.

(обратно)

9

Когда Жюль Верн писал этот роман, было еще неизвестно, что Северный полюс, находится не на материке.

(обратно)

10

Строительство Панамского канала закончилось в 1914 г., спустя почти двадцать лет после опубликования «Пловучего острова». Здесь, как и в других случаях, Жюль Верн переносит действие на несколько десятилетий вперед.

(обратно)

11

Киллер — убийца (англ.).

(обратно)

12

Блекланд — черная страна, черный город (англ.).

(обратно)

13

М. Торез. Марксизм и культура. «Советская культура», 5 февраля 1955 г.

(обратно)

14

М. Горький. О детской литературе. М. — Л., Детгиз, 1932, стр. 111–112.

(обратно)

15

Там же, стр. 112.

(обратно)