Книжник [Ольга Николаевна Михайлова] (fb2) читать постранично, страница - 96


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

когда я крестился, то жил в странном эсхатологическом мире на границе со смертью, но бездна, хоть и была рядом, точно боялась меня. Как в тропаре пасхального канона, помнишь: «Смерти празднуем умерщвление…». Христианское бессмертие — это не жизнь после смерти, это просто жизнь без смерти. Но такая вера не утешительна, это безмерная ответственность. Можно сказать, и кто-то из философов это и сказал, что неверующие больше облегчили себе жизнь, чем верующие. Хотя я постоянно ловил себя на том, что жду смерти, это был интерес и инобытию. Но, понимаешь, когда я начал писать, я перестал думать о смерти вовсе, просто хотел, чтобы хватило сил сделать то, что от меня требовалось. А сейчас — я снова бессмертен, и это не горациево «весь я не умру…», а странное ощущение вечности и даже — некоего цикла времён, точнее, постоянное дежа вю. Ты прав, все повторяется, и нет ничего нового под солнцем, и мне даже кажется, что когда-то и где-то, в иных измерениях, в какой-то Валгалле, мы уже сидели так и также разговаривали. И, может быть, о том же самом.

— В Валгалле? Наверное, — рассмеялся Насонов, — ни один народ так не верил в бессмертие, как кельты: у них можно было занимать деньги на этом свете с тем, чтобы возвратить их в ином.

— А я набросал стих, — сказал Книжник, — назвал его «Времена жизни»

Соответствовать миру. Молчаньем ответить на ночь.
Учащённым дыханьем — на томный изгиб бедра.
Взглянуть на луну, что-то шепча, — и без снов
уснуть до утра.
Промозглой ночью на миг испугаться смерти,
но забыть обо всем под звонкие трели цикад.
Окликнувшим тебя что-то нелепое ненамеренно —
сказать невпопад.
Вдохнуть аромат, исходящий от блещущих медью
кадильниц храма. Поднять в слезах глаза на иконостас
и потонуть, растворившись в тёмных, безмерных
глазах Христа.
Думать о смерти с улыбкой, глядеть на закат.
Пригубив золотое вино, молиться Подателю всех благ.
Зажечь свечу, писать бессмертный роман.
Гладить кота.
Насонов улыбнулся ему и молча долил себе абхазского вина.

— Но как может возникнуть идея бессмертия, если все люди смертны? — продолжал философствовать Книжник. — Да потому что бессмертие не идея, а самочувствие жизни. Да и Вечность, если следовать по канве Платона, не есть сумма времени. Время — движущийся образ неподвижной вечности. День — это вечность в миниатюре. Если нет вечности, то ничего нет, — он посмотрел сквозь бокал на Насонова. — Но вечность тянется очень долго, особенно под конец.

Тот молча кивнул. Вечность действительно тянулась долго.

Примечания

1

«я не всеведущ, но лишь искушён…» (слова Мефистофеля из «Фауста» Гёте) (нем.)

(обратно)

2

«Бог бесконечен и его, уже обретённого, все равно продолжаешь искать…»

(обратно)