Homo sacer. Чрезвычайное положение [Джорджо Агамбен] (fb2) читать постранично, страница - 53


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

href=#r228>обратно)

229

Biscardi, Arnaldo. Auctoritas partum: problemi di storia del diritto pubblico romano. Napoli, 1987. P. 119.

(обратно)

230

Magdelain, André. Op. cit. P. 686.

(обратно)

231

Цит. по: Tит Ливий. История Рима от основания города. В 3–х т. М.: Наука, 1989. Т. 2. Книга XXVI. 10. 9.

(обратно)

232

Междуцарствие (лат.) — в Древнем Риме период после смерти царя и вплоть до избрания нового царя.

(обратно)

233

Букв.: приписанные отцы (лат.) — термин римского государственного права. По наиболее распространенной теории, этим термином обозначали сенаторов, которые набирались из плебеев и которые, не имея права вносить предложения, лишь участвовали в обсуждении подлежавших голосованию дел. Существует также версия, что так называли отобранных царем патрициев.

(обратно)

234

Так у древних римлян назывались предсказания будущего по полету птиц.

(обратно)

235

Magdelain, André. Op. cit. P. 359 sg.

(обратно)

236

Ibid. P. 356.

(обратно)

237

Тит Ливий. Указ. соч. Книга VI. 41.6.

(обратно)

238

Право народов (лат.) — система правовых норм в римском праве, определявшая отношения между римскими гражданами и негражданами; фактический аналог международного права.

(обратно)

239

Nissen, Adolf. Das Iustitium. Eine Studie aus der Römischen Rechtsgeschichte. Leipzig, 1877. P. 27.

(обратно)

240

Интерцессия (лат.) — в Древнем Риме право должностных лиц (магистратов) налагать вето или приостанавливать постановления и действия других равных им или низших должностных лиц.

(обратно)

241

С того времени я всех превосходил достоинством, власти же я имел ничуть не более, чем те, которые были моими коллегами по государственным должностям (лат.).

(обратно)

242

Heinze, Richard. Op. cit. P. 348.

(обратно)

243

Wenger, S. Römisches Recht in Amerika // Studi in onore di Enrico Besta. Milano, 1937–1939. Vol. 1. P. 152.

(обратно)

244

Дион Кассий. Римская история. Книга 53. Глава 18. 2.

(обратно)

245

Здесь: творец наилучшего (общественного) состояния (лат.).

(обратно)

246

См.: Деяния божественного Августа // История Древнего Рима. Тексты и документы. М., 2004. 34.1.

(обратно)

247

В оригинале: «..dans la formule auctor optimi status… le terme l’auctor ait un sens juridique assez précis et renvoie à l’idèe de trasfert de la res publicaj… Auguste serait ainsi l’auctor des droits rendus au peuple et au Sénat, de même que, dans la mancipation, le mancipio dans est l’auctor de la puissance acquise, sur l’objet transféré, par le mancipio accipens». Cм.: Magdelain, André. Auctoritas principis. Paris, 1947. P. 57.

(обратно)

248

Heitize, Richard. Op. cit. P. 356.

(обратно)

249

Дион Кассий. Указ. соч. Книга 55. Глава 12. 5.

(обратно)

250

Fraschetti, Augusto. Roma e il principe. Roma — Bari, 1990. P. 359.

(обратно)

251

Достоинство не умирает (лат.) — принцип, согласно которому король как индивид мог умереть, однако король как представитель суверенной власти, как некий безличный институт, воплощение особого «достоинства» (dignitas) короны был бессмертен.

(обратно)

252

Smend, Rudolf. Integrationslehre II Handwörterbuch der Sozialwissenschaften. Vol. 5. 1956. P. 300.

(обратно)