Полное собрание творений. Том 1 [Святитель Игнатий Брянчанинов] (fb2) читать постранично, страница - 302


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

вывод математики. По этой причине начало в точном смысле и простое существо — вина всех прочих существ, видимых и невидимых — един Бог. — Очевидно, что святой Григорий Богослов, Василий Великий и другие говорили о веществе и духах сообразно современным им понятиям; благодать Святого Духа доставляла им правильное понятие о Боге. Движимый этою благодатию, святой Иоанн Дамаскин изрек непреложную истину, что «в сравнении с Богом, единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным». Он изрек это за десять столетий до того времени, как человечество пришло к этому познанию путем науки, говорим дерзновенно — по Промыслу Божию, для удобнейшего богопознания. Составитель вышеупомянутого примечания тщетно старается найти разноречие в чтениях святых Отцов: мы находим в них одно и то же учение, выраженное у одних яснее, у других не так очевидно. Странное явление! Столько было Вселенских и Поместных Соборов, столько святых писателей упоминают о Макарий Великом и преподобном Кассиане, и никто не подал голоса против их учения об ограниченности сотворенных духов; внезапно раздается обвинительный голос в 1820 году с нареканием на духоносных мужей в разноречии, усиливающийся сотворенных духов представить тождественными с Богом. Что бы значило такое явление? Не можем объяснить его ничем иным, как только влиянием папистов, которые между прочими чудовищными учениями своими поставляют в одну категорию существ и Творца Духа, и тварей духов, богохульно выставляя зараженными философиею Платона святых Отцов, признанных Вселенскою Церковию сосудами Святого Духа, свидетельствующих о себе, что познание о душе им открыты Святым Духом. См. примеч. 8 и 9 к Слову о смерти.

(обратно)

1435

Добротолюбие. Ч. 2. Преподобного Исихия, гл. 1, преподобного Филофея Синайского, гл. 16. Это учение встречается у весьма многих святых Отцов. В некоторых русских переводах сила твердости названа раздражительностию; но раздражительность, как и ожесточение, и малодушие суть болезненные состояния этой силы, или характера.

(обратно)

1436

Здесь, в выноске, можно поместить «понятие о словесности». — Примеч. ред.

(обратно)

1437

Иеросхимонах Серафим Саровский.

(обратно)

1438

…мы имеем ум Христов (1 Кор. 2. 16).

(обратно)

1439

Молитва архиерея во время Херувимской песни.

(обратно)

1440

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8).

(обратно)

1441

от создания мира (Мф. 25. 34).

(обратно)

1442

Очевидно, что при атмосферических наблюдениях человек наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества — земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются.

(обратно)

1443

Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века (Пс. 67. 33–34).

(обратно)

1444

Насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2. 8).

(обратно)

1445

Ср.: И выслал его Господь Бог из сада Едемского. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3. 23–24).

(обратно)

1446

Деян. 1. 11.

(обратно)

1447

Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24. 27).

(обратно)

1448

1448–1449. Точное изложение Православной веры Кн. IV, гл. XII.

(обратно)

1450

Четьи-Минеи, 24 мая.

(обратно)

1451

Быт. 2. 9.

(обратно)

1452

Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом. Dictionnaire Theologique par Bergier, Paradis.

(обратно)

1453

…что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12. 4).

(обратно)

1454

Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23. 43).

(