Бхагавад Гита. Глава вторая. Коментарий Свамини Видьянанды Сарасвати [Свамини Видьянанда Сарасвати] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

обнаруживает что волосы у него на голове занялись огнем. Тогда он, оставив любые другие желания, очень интенсивно ищет воду для того, чтобы сбить это пламя. Пока пламя не потушено, никакие другие желания даже не приходят в его голову. Именно такая интенсивность усилий необходима для разрешения проблемы невежества.


Проблема страдания в этом мире вполне может быть обнаружена, но зачастую не понимается причина страданий. Может казаться, что самостоятельными усилиями которые как обычно направлены вовне, это можно исправить. Можно поменять семью, работу, купить новую квартиру или машину, сделать ремонт, похудеть, завести собаку или ребенка, добиться известности, получить власть. Казалось бы, есть множество способов изменить свое существование и избавиться от страданий. Однако, без устранения причины страдания будут продолжаться. Изменениями вовне невозможно избавиться от них полностью. Следующий огромный шаг вперед, на который не каждый способен, потому что для этого требуется зрелый интеллект и чистый разум, - понимание того, что проблема находится внутри. Недостаточно изменений вовне, менять надо что-то внутри. Это очень болезненное открытие, потому что совершенно непонятно что с этим делать. Наше окружение, школы и университеты не учат нас работать с внутренним. Мы не привыкли к этому, мы вообще не знаем как это делается. Требуется принципиально новый неочевидный подход, объяснить который может только знающий человек, уже проделавший эту работу.


Получается, чтобы только начать решать проблему, необходимо сначала ее обнаружить, потом понять что это проблема внутренняя, обнаружить отсутствие навыков для работы с внутренним, потому что все привычные методы работы относятся только ко внешнему. Чтобы начать решать проблему, требуется преодолеть множество сложностей. И при недостаточной мотивации такая работа невозможна.


Когда понимается вся глубина проблемы, когда понимаются все существующие препятствия, то появляется смирение, позволяющее обратиться за помощью. Но к кому обратиться? Обычно я сам считаю себя лучшим экспертом по своим внутренним проблемам. Очень сложно ожидать, что кто-то кроме меня сможет мне помочь с моими внутренними проблемами. Необходимо признать свою неспособность справиться с ними и обратиться к тому, у кого этой проблемы нет, кто знает методы ее решения и согласен нам их объяснить. Обращение к внешнему авторитету и готовность его выслушать требует смирения, но только после этого лекарство Гиты начинает работать. При отсутствии любого из перечисленных факторов изучение Бхагавад Гиты не приводит к внутренним изменениям, а будет только изучением еще одного текста, массажем интеллекта, самолюбия и любопытства.


Во второй главе Бхагавад Гиты Арджуна постепенно проходит по всем этим ступеням. Он видит проблему, осознает недостаточность собственных усилий, происходит смирение, сдача и мольба к Кришне принять учеником и объяснить, что делать. И только после этого начинается само учение.

Глава 2, шлока 1



saJjaya uvAca
taM tathA kRpayа-AviSTam-azru-pUrNa-AkulekSaNam |
viSIdantam-idaM vAkyam-uvAca madhusUdanaH || 1 ||

Санджая сказал:
Ему, удрученному и погруженному в страдание,
с беспомощным взором, полным слез,
                                     Кришна сказал такие слова: (2.1)      

saJjaya uvAca - Санджая сказал; tam - ему, Арджуне; tathA - таким образом; kRpayа-AviSTam - поглощенному страданием; azru-pUrNa-AkulekSaNam -  с беспомощными глазами, полными слез; viSIdantam -  удрученному; idam - эту; vAkyam - речь; uvAca - сказал; madhusUdanaH - Мадхусудана, Кришна.


Санджая продолжает свой доклад королю Дхритараштре. В самом начале он говорит несколько слов о состоянии Арджуны. Арджуна полон слабости, находится под властью привязанности, поглощен конфликтом между родственными чувствами и своими обязанностями как кшатрия. Его глаза не видят - когда человек взволнован, глаза у него перестают видеть четко. Он удручен и беспомощен.


В первой главе Арджуна много говорил. Потом он уронил лук со стрелами и сел в колеснице, решив отказаться от битвы. Великий лучник за несколько минут потерял свое бесстрашие и решимость и оказался в бессилии и в слезах. Это вершина, апогей его страданий и несчастья. Страдания и слабость –  признаки погруженного в самсару человека, который не может отвлечься от ситуации. Страдающий и слабый не может быть мудрым, не может быть даже хорошим воином, потому что хороший воин не забывает о своих обязанностях, о дхарме и о адхарме, не погружается в самсару и сохраняет самообладание и хладнокровие. Мудрый не испытывает страдания, но может испытывать сострадание. Когда он видит страдание невежественных людей, он понимает причину страдания и может помочь им. Но это не будет его собственным страданием,