Короли и верховные правители Ирландии [Фрэнсис Джон Бирн] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

литературных памятников. С другой стороны, благодаря необычайному богатству ирландской литературы мы имеем возможность пристально рассмотреть и постичь дух и природу раннесредневекового общества, причем нашими проводниками служат не чужеземные наблюдатели, ни даже местное духовенство, мыслившее интернациональными латинскими штампами, а местные авторы, обозревавшие общество изнутри и творившие в рамках литературной традиции, не прерывавшейся с VI по XII век и на самом деле продолжавшейся до XVII века, давшего ирландской литературе такие имена, как Китинг, Мак Ширбис и О'Флаэрти.

Поэтому вопрос исторической истины в определенном смысле теряет свою значимость: сами тексты, каким бы легендарным ни было их содержание, являются памятниками столетий, в которые они создавались, а труды кельтологов за последние пятьдесят лет позволили нам датировать их с высокой степенью уверенности. Я пошел бы еще дальше и сказал, что ранне-ирландскую литературу нельзя понимать иначе как исторический памятник.

Мы вовсе не отрицаем возможность написания исторического повествования в общепринятом смысле слова — в противном случае читатель не держал бы в руках эту книгу. В лучших рукописях анналов содержатся записи, современные описываемым событиям начиная со второй половины VI века. С их помощью, равно как и с помощью генеалогий и списков правителей, мы можем с определенной долей уверенности про-следить историю различных династий и правил наследования. Даже когда историческая достоверность той или иной генеалогии или списка королей вызывает подозрения, подделка и ее мотивы сами по себе представляют собой весьма любопытные исторические факты. К VIII веку политическое устройство Ирландии обрело свою классическую форму, которой суждено будет подвергнуться медленным изменениям лишь в ходе столетий викингских завоеваний. Перед нашим взором предстает четкая и даже довольно подробная картина общества, составленного из христианских и языческих элементов; поистине варварского, но вместе с тем необычайно сложного, самодостаточного и самодовлеющего.

Большая часть псевдоисторических сочинений, написанных в то время светскими составителями генеалогий и сказителями или сведущими в латинской учености монахами, которые из отрывков устных языческих преданий и иноземных книг создавали для ирландцев монархическую традицию, уходящую корнями в такую же седую старину, как и царство Израиля, носила этиологический и дидактический характер: в этих произведениях объяснялось происхождение господствующих династий и оправдывались их современные притязания. Такова истинная причина создания мифа: а именно желание показать, почему положение вещей именно таково и почему оно должно оставаться таковым вечно. Миф, утративший свою значимость для общества, может продолжить существование в форме сказки, но живой миф непременно сопровождается ритуалом, и обряды, сопутствовавшие инаугурации ирландских королей, могут быть такими же древними, как и курганы, на которых они проводились.

Ирландия была страной, в которой архаические индоевропейские установления и, вероятно, еще более древние традиции, сохраняемые потомками строителей мегалитических сооружений каменного века, не были затронуты всестирающим бульдозером римской цивилизации; латинское христианство даровало Ирландии умение писать на двух языках, но само приспособилось к гэльской культуре. Таким образом, мы можем обнаружить даже в Новое время сохранившиеся черты той сакральной королевской власти, которую находили во многих областях мира во многие периоды жизни различных цивилизаций. Ранняя ирландская легенда может пролить свет на пережиток ритуала в Афинах V века; взаимоотношения ирландского короля и богини дополняют скандинавские описания королевской власти в Упсале; награда поэту за инаугурацию короля объясняется в ведическом гимне.

Интерпретация мифологического материала таит в себе множество опасностей и, возможно, никогда не свободна от субъективности. Я считаю справедливым то, что я написал по этому поводу, но вовсе не ожидаю, что это убедит скептиков. Однако само изложение данных может сподвигнуть других исследователей на создание собственных теорий.

С чисто исторической точки зрения, основную тему данного исследования составляет укрепление династической формы правления в Ирландии и возникновение представлений о власти верховного короля, если не о национальной монархии; и хотя в результате у нас остается широкое поле для догадок, общий ход событий вполне ясен. Ирландский трибализм со своими многочисленными небольшими королевствами имеет в глазах историка то преимущество, что он несет с собой огромное количество информации по местной истории, возможно, превышающее объем данных, доступных для любой другой европейской страны в тот период. Ирландская королевская власть уходила своими корнями в саму почву, и этот партикуляризм, эта приверженность к «своему милому