Драгоценное украшение освобождения - Исполняющая Желания Драгоценность [Гампопа Сонам Ринчен, Дакпо Ринпоче] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

существам, избегать дурных действий и наслаждаться добродетелью. Также во “Вступлении в практику бодхисаттвы” сказано:

“Более того, [из-за негативных] качеств страдания

Живые существа устраняют чванливость,

Зарождают сострадание к обитателям самсары,

Избегают дурных действий и наслаждаются добродетелью”.

Подобным же образом четыре вида существ лишены свобод, потому что, хотя они и являются людьми, варварам трудно встретить истинное существо[64]; следующие ложным взглядам не видят добродетель как причину благой участи и освобождения; рожденные в мире без Будды лишены наставлений о том, что следует и что не следует делать; глухонемые же сами по себе неспособны осознать, какое учение является хорошим, а какое - плохим.

Таким образом, свобода от этих восьми [факторов] и является полнотой свобод.

Преимуществ десять: пять собственных[65] преимуществ и пять [зависящих] от других преимуществ.

(17) О пяти собственных преимуществах сказано такими словами:

“Быть человеком, рожденным в центральной стране, имеющим все органы чувств,

[Не совершившим] крайних действий с неизбежным [результатом][66] и верящим в основоположения”.

Быть человеком - это иметь схожую с другими участь и обладать мужскими или женскими половыми органами. Родиться в центральной стране - это быть рожденным в месте, где есть истинные существа, на которых можно положиться. Иметь все органы чувств - это не быть идиотом, глухонемым и обладать уделом осуществления добродетельного Учения. Иметь веру в основоположения - это верить в истинное Учение, проповеданное Учителем, и в Кодекс Поведения[67], ставшими основоположениями всех светлых Учений. [Не совершать] крайних действий с неизбежным [результатом] - это не совершать в этой жизни действий с немедленным [воздаянием].

Пять иных преимуществ - это приход в мир Будды; то, что истинное Учение было проповедано; то, что проповеданные Учения [все еще] существуют; то, что есть последователи поддерживающих Учение; и то, что благодаря другим осуществляется сострадание и любовь.

Итак, обладание этими десятью преимуществами - собственными и иными - называется «обладанием полноценностью преимуществ».


Объединенные, эти два аспекта - свободы и преимущества - и являются драгоценным человеческим телом.


Но почему же оно называется “драгоценным”? Оно зовется драгоценным потому, что обрести его так же трудно, как и качественно соответствующую ему драгоценность исполнения желаний. (18) Оно зовется драгоценным из-за великой полезности. О его труднодостижимости в “Корзине бодхисаттв[68]” сказано так:

”Трудно стать человеком,

Трудно также обрести человеческие способности[69];

Трудно обрести истинную Дхарму,

Трудно также проявиться Будде”.

Также в “Сутре белого лотоса сострадания” сказано: “Трудно обрести человеческое рождение; также трудно обрести полноценность свобод; также трудно найти Будду, появившегося в мире; также трудно обрести стремление к добродетельному Учению; трудно также найти подлинные благопожелательные молитвы”.

Также в “Сутре установления благородного ствола” говорится: “Также трудно отыскать противоположное восьми неблагоприятным условиям; стать человеком также трудно; также трудно обрести чистейшую полноценность свобод; трудно также найти появившегося Будду; также трудно обрести неповрежденные органы чувств; трудно также услышать Учение Будды; и трудно также подружиться с истинными людьми; также трудно отыскать подлинных наставников; также трудно найти соответственно осуществляемые учения, следующие подлинным способам; (19) трудно вести подлинную жизнь; в мире людей также трудно обрести ревностность в отношении Учения и качеств, последовательно связанных с ним”.

Также во “Вступлении в практику бодхисаттвы” сказано:

“Эти свободы и преимущества очень трудно найти”.

Каков же может быть пример этой трудности обретения? Какой личности его трудно обрести? И почему же его трудно обрести?

Пример этому приведен во “Вступлении в практику бодхисаттвы”:

”О том, что это так, Татхагатой сказано:

В ярмо, гонимое великим океаном,

Черепахе просунуть шею так же трудно,

Как [существу] обрести человеческое рождение”.

Откуда взято вышесказанное? В “Подлинном Каноне” сказано такими словами: “Если бы эта огромная земля стала водой, и ярмо, брошенное в нее кем-нибудь, носилось бы в четырех направлениях по волнам, погоняемое ветром, то слепая черепаха, появляясь раз в тысячу лет, не смогла бы...” - и так далее.

Что касается личности, которой трудно обрести [человеческое тело], то это существа, рожденные в трех дурных участях.

Каковы же причины и условия того, что его трудно обрести? Причина обретения тела, обладающего свободами и преимуществами - накопленная добродетель; рожденным же