Цивилизационные мифы Европы [Николай Ильич Пименов] (fb2) читать постранично, страница - 2
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (159) »
Народы западной цивилизации вызывают у меня уважение, часто переходящее в восхищение. А часть элиты этих народов, безудержно стремящаяся к увеличению власти и богатства, возбуждает страх и отторжение.
Более того, и структура элиты Запада не является однородной и простой. Наш анализ относится к той части элиты Запада, которая является не только активными представителями западной цивилизации, но и пассионарными активистами по распространению западной идеологии демократии и прав человека среди других народов мира.
Другими словами, наш анализ относится не к конкретному человеку, а к идеологии, которой он руководствуется. Без сомнения, что идеология прав человека возникла из недр западноевропейской цивилизационой парадигмы, но не сводится к ней.
Для примера: идеология фашизма в Германии в тридцатые годы двадцатого века не разделялась большим количеством немцев. Но большинство населения Германии безропотно подчинились этой идеологии и активно реализовывали на практике политику Гитлера. Активное меньшинство у власти и господствующая идеология всегда подчиняли поведение большинства своей воле.
Точно такая же картина сегодня наблюдается в странах Западной цивилизации. Только вместо идеологии фашизма широко распространилась идеология прав человека и демократии. Некоторые политические лидеры почему-то стали называть ценности этой идеологии - общечеловеческими ценностями. В данном случае очевиден тупик здравого смысла при молчаливом равнодушии большинства.
Различие между идеологий и цивилизационной парадигмой является третьим принципиальным моментом, на который хотелось бы обратить внимание читателя.
Если цивилизационная парадигма есть результат бесчисленных и естественных попыток людей приспособиться к окружающему миру, к другим людям и к себе самому, то идеология – это искусственная, то есть придуманная умозрительная система взглядов и представлений о мире, себе и об обществе, которая имеет конкретные цели.
Если видимый скелет цивилизационной парадигмы формируется на обычаях, традициях, культуре и языке, то идеологический скелет можно сравнить с созданием новых трендов, новых моделей поведения, культуры модерна, то есть всего, что отрицает традиционные ценности общества.
Цивилизационная парадигма сохраняет традиционные принципы поведения. Идеология не только разрушает старый опыт, но и предлагает новые принципы общения и поведения.
Если цивилизационная парадигма является программным обеспечением для подрастающего поколения, то идеология есть вирус, который использует программное обеспечения для воздействия на процесс воспитания.
Идеология всегда концептуальна: то есть представления и идеи связаны между собой определенной логикой, и направлены на достижение установленных целей. Идеология «работает» в интересах той части общества, которая разделяет цели, провозглашенные в рамках данной идеологии.
Идеология всегда вторична по отношению к цивилизационной парадигме. Более того, именно цивилизационная парадигма является утробой, в которой рождаются идеологии. Но ни одна идеология не сводима и не может свидетельствовать обо всей цивилизационной парадигме того или иного общества.
Идеология может быть религиозной, политической, экономической, философской, националистической, эклектической, а также маразматической и идиотической. Главная сущностная характеристика идеологии определяется не идеями, логикой или эффективностью, а принципами построения. При всем многообразии форм, целей, средств и задач, принципы построения любой идеологии всегда одинаковые и направлены на оправдание деятельности, которая сконцентрирована на достижение провозглашенных целей.
Причем, главный принцип любой идеологии заключается не в достижении установленных целей в будущем, а в оправдании действий сторонников данных идей в настоящем.
Для того, чтобы продемонстрировать на конкретном примере суть любой идеологии, сравним ее с религией.
Религия указывает на грехи (ошибки, проступки), с целью их признания и изменения. Любая религия. Для чего? Для того, чтобы направить усилия человека не только на то, что бы не повторять грехи, но и избавиться от их причин. Идеология же, наоборот, создается, чтобы оправдывать грехи и преступления, мотивируя своих единомышленников к новым и масштабным поступкам для достижения целей, которые, естественно и, как правило, противоречат религиозным целям.
Например, идеология фашизма оправдывает действия и мысли, которые свидетельствуют о превосходстве одной нации над другими. Идеология коммунизма, напротив, оправдывает классовую борьбу и классовую диктатуру, и совершенно парадоксально
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (159) »
Последние комментарии
49 минут 53 секунд назад
8 часов 38 минут назад
11 часов 9 минут назад
11 часов 17 минут назад
1 день 22 часов назад
2 дней 2 часов назад