Душа после смерти [Иеромонах Серафим Роуз] (fb2) читать постранично, страница - 95


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

(“Отечник”, изд. 4-е, стр. 311-312).

(обратно)

49

Третья коленопреклоненная молитва на вечерни.

(обратно)

50

В кн. IV “Собеседований”.

(обратно)

51

в “Церковной Иерархии”, VII, 7.

(обратно)

52

Октоих, субботний канон усопших, гл. 8, песнь 6. “Слава”.

(обратно)

53

Постная Триодь, мясопустная суббота, канон, песнь 1.

(обратно)

54

Последний случай рассказывается в некоторых из ранних житий св. Григория, как, например, в его английском житии восьмого века: “Некоторые наши люди также рассказывают историю, поведанную римлянами, о том, как душа императора Трояна была освежена и даже крещена слезами св. Григория, историю дивную и для рассказчика и для слушателей. Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения — это крещение слезами. Однажды, пересекая Форум, великолепное творение, которое, как говорят, было воздвигнуто Трояном, он обнаружил, тщательно изучая его, что, будучи язычником, Троян все же сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника. Ибо рассказывают, что когда он во главе армии поспешно выступал против врага, его разжалобили слова одной вдовы и император всего мира остановился. Она сказала: “Господин Троян, вот люди, которые убили моего сына и не хотят платить мне возмещение”. Он ответил: “Скажи мне об этом, когда я вернусь, и я заставлю их дать тебе возмещение”. Но она ответила: “Господин, если ты никогда не вернешься, мне не будет помощи”. Тогда, стоя во всем своем вооружении, он заставил ответчиков тотчас в его присутствии заплатить возмещение, которое они были должны. Когда Григорий узнал об этой истории, он познал, что это то, о чем читаем в Писании: “Защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда приидите, и рассудим, говорит Господь...” (Ис. 1, 17, 18). Поскольку Григорий не знал, что делать, чтобы утешить душу этого человека, который напомнил ему эти слова, он пошел в церковь св. Петра и проливал потоки слез, как было у него в обычае, пока, наконец, не получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны, видя, что он никогда не брался просить это ни за какого другого язычника”. (“Самое раннее житие Григория Великого”, сост. неизвестным монахом из Уитби). Поскольку Церковь не приносит общественных молитв за умерших неверующих, ясно, что это избавление от ада было плодом личной молитвы св. Григория. Хотя это и редкий случай, но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры.

(обратно)

55

Беседа 9 на 1 Кор.

(обратно)

56

В житии св. Прокла — 20 ноября — повествуется, что когда св. Иоанн Златоуст работал над комментариями к посланиям апостола Павла, св. Прокл видел самого апостола Павла склоняющимся над св. Иоанном Златоустом и шепчущим ему на ухо.

(обратно)

57

св. Василий Великий, Беседа на псалом 28.

(обратно)

58

Из его книги “Мистические цветы”, Афины, 1977.

(обратно)

59

Из его книги “Христос в нашей жизни — Воскресные проповеди”, Издательство журнала “Храм”, Москва, 1992, стр. 54-55, 62-63, 81, 98.

(обратно)

60

Сравните со словами св. Григория Двоеслова, сказанными более тысячи трехсот лет назад: “По мере приближения конца этого мира, начинает вырисовываться мир вечности Конец мира сливается с началом вечной жизни Духовный мир приближается к нам, проявляя себя в видениях и откровениях”. Конец существования этого мира начинается с пришествия Христа, и чувствительные души всегда видят как другой мир “вламывается” в этот мир раньше времени, указывая на свое существование.

(обратно)

61

Сравнение мытарств с “чистилищем” является, конечно, натянутым. Мытарства — часть православного аскетического учения и означают испытания “человека” за совершенные им грехи; они не дают никакого “удовлетворения” Богу и никоим образом не имеют своей целью “пытки”. “Чистилище”, напротив, является юридическим латинским искажением совершенно иного аспекта православной эсхатологии — состояния души в аду (после прохождения мытарств), которое может быть улучшено молитвами в церкви. В самих латинских источниках нет никаких указаний на то, что бесы принимают какое-либо участие в страданиях тех, кто находится в “чистилище”.

(обратно)