Фантастика 1987 [Альберт Валентинов] (fb2) читать постранично, страница - 195


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

рассказах сборника «Алгоритм успеха» (1983) привлекает возможность применения кибернетики к изучению поведения человека. Самые сложные эксперименты, позволяющие ученым двигаться навстречу потоку времени, видеть звук и слышать свет, всегда основаны на нравственном понятии ответственности людей за свои поступки.

Открытие разумной цивилизации дельфинов ставит перед человечеством ряд вопросов, без решения которых контакты могут привести к нежелательным последствиям. Об этом пишет В. Назаров в повести «Зеленые двери Земли» (последнее издание — 1985). Предлагаемые авторам гипотетические решения проблемы сотрудничества двух разумных цивилизаций гуманны и полны исторического оптимизма.

Оптимистическое звучание присуще молодогвардейской футурологической фантастике, рисующей в будущем не мрачные, тупиковые картины гибели человечества, деградации цивилизованного мира, к чему склонны многие западные писатели-фантасты, а, напротив, изображающей грядущее в светлых, радостных тонах, в гармонии разума и прогресса. Эту традицию, идущую от знаменитого романа И. Ефремова «Туманность Андромеды», неоднократно издававшегося в «Молодой гвардии», продолжают в своих романах и повестях Г. Гуревич («Темпоград», 1980), С. Жемайтис («Плавающий остров», 2-е изд. 1983), В. Щербаков («Семь стихий», 1980) и другие.

Иногда авторов научно-фантастических произведений привлекают картины недалекого будущего, достичь которое предстоит в ближайшие десятилетия. Так, Л. Хачатурьянец и Е. Хрунов в книгах «Путь к Марсу» (1979) и «На астероиде» (1984) отправляют своих героев в Космос, где личный опыт авторов — непосредственных исследователей космических проблем — специалиста в области космической медицины и летчика-космонавта обогащается смелыми фантастическими гипотезами, осуществление которых близится с каждым днем.

Подзаголовок повести «Путь к Марсу» — «научно-фантастическая хроника конца XX века» — отчасти оправдывает суховатый, насыщенный научной терминологией и астрономическими сведениями стиль повествования. Документальная достоверность, правдоподобие описаний базируются на доскональном знании авторами современной космической аппаратуры, воплощают и их мечту о более совершенной технике полетов. Интересны страницы, посвященные наземной подготовке космонавтов, в процессе которой воспитываются столь необходимые на межпланетном корабле качества, как выдержка, верность долгу, товарищеская взаимовыручка, творческая активность.

Сюжеты о воображаемых путешествиях на отдаленные или вовсе несуществующие планеты также постоянно присутствуют в современной советской фантастике.

Кроме некоторых упомянутых выше книг, они раскрываются в романе Е. Гуляковского «Долгий восход на Энне» (1985), сборнике повестей и рассказов Б. Лапина «Под счастливой звездой» (1978), рассказах сборника М. Пухова «Звездные дожди» (1982) и многих других.

И все-таки все чаще писатели-фантасты обращаются к жизни нашей планеты.

Существует немало произведений, в которых фантастическое тесно связано с земными реалиями, а вторжение необычайного в сугубо будничную жизнь ярче высвечивает обыденность (сборник рассказов Д. Биленкина «Лицо в толпе», 1985; рассказы сибирского автора М. Грешнова «Сны над Байкалом», 1983; книга К. Булычева «Чудеса в Гусляре», 1972; повесть И. Росоховатского «Гость», 1979; рассказы из сборника Ю. Никитина «Далекий светлый терем», 1985).

Даже из краткого, далеко не исчерпывающего обзора книг, вышедших в серии «Библиотека советской фантастики», видно, как широк диапазон этого издания, сколь многопланов его состав. А можно добавить также фантастику сказочную и философскую, памфлетную и юмористическую, психологическую, социальную, историческую, пародийную — все возможные аспекты просто трудно перечислить, зато каждому из них отведено свое место в названной серии. Главным для этого издания, что необходимо еще раз повторить, остается созидательный характер фантастики, ее идейная и гуманистическая направленность.

Громадным успехом читателей пользуются выходящие с 1962 года ежегодные сборники «Фантастика». Их содержание отличается большим разнообразием охвата тем, проблем, жанров и, перестраиваясь с годами, обогащается новыми рубриками, стремясь полнее удовлетворить запросы любителей фантастики.

Материалы сборника сгруппированы в несколько разделов. Фантастика прошлого представлена под рубрикой «Школа мастеров», где печатаются произведения видных писателей-нефантастов, отдавших в своем творчестве дань фантастическому роду литературы. Ранее, до 1978 года, эта рубрика называлась менее удачно: «Забытые страницы», «Лавка древностей». Среди публикаций последних лет — «Потомки солнца» А. Платонова («Фантастика-78»), «До третьих петухов» В. Шукшина («Фантастика-79»), «Синяя звезда» А. Куприна («Фантастика-80»), «Последняя прогулка» Л. Леонова («Фантастика-81»), «Песнь торжествующей любви» И. Тургенева («Фантастика-84»), «Косморама»