Ахметзаки Валиди, его жизнь и жизненные обстоятельства [Сергей Эйгенсон Marco Polo] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

слов своего деда Александра Дмитриевича. Он был членом партии социалистов-революционеров с Пятого года и к большевикам вообще относился с прохладцей. Хотя громко вслух об этом не говорил. Но имя Валидова ему было незнакомо, он-то провел эти годы в Киеве и на Среднем Урале, о башкирских вождях не слыхал.

Ни в каких учебниках или популярных книжках о Гражданской войне нельзя было найти упоминания этого человека. Разве иногда сквозь зубы – «валидовщина». Был татарский большевик Султан-Галеев, на которого лил дерьмо тов. Сталин в каком-то из томов своего собрания сочинений. Можно было по аналогии догадаться о его дальнейшей судьбе, но на мой вопрос ответа не было. В редких упоминаниях Валидов появлялся то как белогвардеец, то как народный комиссар, а в одном месте был назван басмачом. Ну какие басмачи в Башкирии?! Басмачи – это там, где барханы, верблюды и саксаул. Там-то и водятся эти курбаши в длинных чалмах и с английскими пулеметами во вьюках на верблюжьем горбу. В общем, все это одновременно, конечно, невозможно. Но постепенно выяснилось, что неодновременно – возможно. А потом еще оказалось, что это знаменитый востоковед, что уже его первые работы получили благословение академика Бартольда и Арминия Вамбери (!). Тут уж я открыл рот. Имя Арминия Вамбери, еврейского мальчика из Венгрии, добравшегося до закрытых в ту пору для европейцев Герата, Кандагара, Бухары и Самарканда я знал с детства по знаменитой повести Тихонова.

Почему это все меня вообще интересовало? Я в ту пору занимался в химическом и радиокружке городского Дворца Пионеров, ходил в университет в матшколу на лекции по теории чисел, ездил на математические олимпиады и даже занимал какие-то места, с удовольствием играл в школьном театральном кружке. Но стать по жизни я хотел историком, читал неподъёмные вузовские учебники по истории Древнего Рима и Средних веков, даже ездил после 8-го класса летом рабочим в археологическую партию, где мы копали эпоху бронзы. Ничего, правда, особенного мы не выкопали, но мне понравилась жизнь в палатке, песни у костра вечером и крайне доброжелательные студентки-третьекурсницы и местные селянки, познакомившие меня с ранее неизвестными сторонами жизни.

А тут такая историческая загадка! Неожиданно я узнал о ее герое то, что вообще мало кто знал. Дело в том, что мой отец, благодаря своем азербайджанскому языку завел себе много знакомых и приятелей в среде татар и башкир. Одним из его близких друзей был полковник милиции Анас Галимов – как я теперь для себя определяю, «последний честный милиционер в Советском Союзе». Меня, как и моего младшего брата оставляли иногда в их доме у его мамы Мавжуды-aпы на время, когда мои родители ездили в Кисловодск. Я именно с того времени полюбил татарскую кухню с ее блинами-кыстыбый, чаем со сметаной, печеными пирогами – балишами, медовым чак-чаком и фаршированной омлетом праздничной курицей тутырган-тавык.

Были у отца хорошие знакомые в местной литературной среде, например, башкирский прозаик Анвер Бикчентаев. Ну, в том числе и местная знаменитость – Мустафа Сафич Каримов, известный по всему Союзу как Мустай Карим. Вот он и пришел однажды к нам в гости на папин «Ереванский» коньяк и мамины пирожки. Они-то выпили и беседуют, а я из соседней комнаты внимательнейшим образом слушаю, хотя обычно к отцовским гостям равнодушен. Оказалось, что не зря.

Хорошо закусивший Мустай стал рассказывать про свою недавнюю поездку в Стамбул. Лично мне спустя полвека Стамбул более всего бросился в глаза своим сходством с тюркскими столицами Союза – Ташкентом, Казанью, Уфой, схожими лицами и выражением на них, статуями или хотя бы портретами Ататюрка на каждом перекрестке, с тиражом даже чаще, чем наш вечно живой Ленин. Ну, а башкирский поэт упирал на древние мечети и памятники византийских времен. А потом вдруг сказал, что встречался там с Валидовым, при этом именуя его Валиди. Даже у школьника не могло быть сомнения, что такая встреча может быть только при «санкции сверху». Да, я, сказать по чести, и не знал, что он все еще жив. Мне тогда бы в голову не пришло, что и А.Ф.Керенский вполне еще был жив.

Отец-то член обкома, при нем, может быть и можно. А о моем существовании они забыли. Как я понимаю, оба участника стамбульской встречи были в понимании, что Мустай Карим – самый известный башкир в Советском Союзе, а профессор Валиди – самый известный башкир за рубежом. Поговорили, судя по словам Мустафы Сафича, хорошо, но, как можно было понять – без особых результатов. Какие уж тут ожидались результаты – понять трудно, но вообще-то Степанида Власьевна в ту пору, да и до, и после с удовольствием сманивала к себе известных в мире эмигрантов – от генерала Слащева в 20-х до писателя Куприна в 30-х и малоизвестной в России поэтессы Одоевцевой в 80-х. Несколько позже этого разговора сюда присоединилась еще и скупка у родственников трупов русских знаменитостей для перезахоронения в Москве – Шаляпина,