Диалог с православием [Андрей Мурзин] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

этом возможны крайности. Бытуют карикатурные, чрезмерно негативные и упрощенные представления о православии, вроде «там одни только мертвые традиции, обрядовая религия». С другой стороны, столкнувшись с образованными православными, которые неплохо умеют вести полемику, протестанты часто оказываются неспособными дать здравые библейские ответы. Чтобы не воевать с ветряными мельницами, мы должны глубже познакомиться с настоящим, зрелым православием и подготовиться к диалогу на серьезном уровне. Кроме того, даже обладающим серьезными аргументами евангельским христианам часто не хватает любви к православным. Без любви такой диалог тоже обречен на неудачу.

Стараясь с любовью наставлять кого-то, мы всегда должны оставаться открытыми к собственному обличению и исправлению. И здесь православная критика и просто сравнение востока и запада весьма полезны для исправления и совершенствования протестантской традиции.


Совершенствование протестантского богословия


В последнее время участились случаи перехода протестантов в православие, причем порой уходят даже служители и лидеры церквей. Одна из причин таких разочарований — изначальная идеализация собственной конфессии и незнание православия. Когда человек вдруг замечает недостатки в своей церкви, то бросается в крайность — переходит в православие.

Еще одна причина — узкое и поверхностное христианство, неутвержденность в вере, в Слове Божьем. Если кто-то «не нашел глубины в протестантизме», это еще не значит, что ее там нет. Человек просто не был утвержден и укоренен в истинном познании Бога и священного Е1исания. Мы действительно имеем склонность упрощать важные истины, касающиеся различных сфер христианской жизни, например — спасения. Поэтому одна из целей «Диалога с православием» — побудить евангельских христиан искать более близких, посвященных отношений с Богом, богоцентричного понимания евангелия, более широкого и глубокого представления о спасении и возрастать в других сферах любви и познания.


Единство христиан


Доводилось ли вам в процессе благовестия слышать упрек от неверующих: «У вас так много разных церквей, и каждая считает себя правильной. Вы сначала между собой разберитесь, а потом уже будете меня приглашать». Разделения и даже вражда — это грех и позор христиан. Мы имеем призыв и мольбу Господа Иисуса о нашем единстве: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35; 17:21-23). Единство и любовь учеников Христа должны быть сильнейшим свидетельством о Нем для этого мира, и наоборот, разделение и вражда являются позором для вселенской церкви и величайшим анти-свидетельством. «Диалог с православием» должен помочь нам сделать некоторые шаги к взаимопониманию, примирению и достижению единства.


Адаптация к культуре


Еще одна цель «Диалога с православием» — эффективность нашего благовестил в православной культуре. В восточнославянских странах большинство окружающих нас людей являются номинальными (т. е. только по названию) православными. Как нам в этом случае применять принцип Павла «для иудеев я был как иудей» в данной культуре? Мы вернемся к этой теме в конце первой главы.

Итак, «Диалог с православием» преследует следующие цели:

✓ защита евангельских истин в полемике с православием;

✓ разрушение ложных негативных стереотипов друг о друге;

✓ развитие диалога с православными в духе любви;

✓ умение эффективно благовествовать номинальным «православным»;

✓ исправление негативных протестантских тенденций в свете православной критики.



Любовь и единство христиан Богословская скромность


Не может быть единства и любви без смирения. Поэтому в диалоге с православием нам необходимо развивать в себе богословскую скромность. Рассмотрим несколько библейских отрывков на эту тему.

Апостол Павел призывает христиан: «... по смиренномудрию почитайте один другого выше себя» (Флп. 2:3). Мы должны думать о других людях как можно лучше, выше. Этот же принцип необходимо соблюдать в нашем отношении к другим церквам и конфессиям. На практике, если поступаем по плоти, мы, наоборот, думаем о других хуже, чем о себе. Любовь всегда верит в лучшее в людях (1 Кор. 13:5-7), по принципу презумпции невиновности. Так и мы должны относиться к православию. Нельзя просто огульно все очернять, заведомо «ставить крест» на целой конфессии, поспешно выносить критические суждения.

Чтобы избежать поспешных суждений, мы должны внимательно выслушивать собеседников, а не спешить говорить (Иак. 1:19). Важно по-настоящему узнать православие, познакомиться с первоисточниками, прислушаться к аргументам.

Даже сам апостол Павел не считал себя достигшим совершенства (Флп. 3:12-14), и, тем более, никто из нас не может претендовать на это. Если моя церковь и конфессия состоят из таких несовершенных людей, как я, то и весь коллектив не может