Предвидение науки и пророчества религии (Наука и религия о предвидении будущего) [Владимир Андреевич Мезенцев] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

своем воображении фантастический, вымышленный мир духов и богов. И причиной этого, как мы уже сказали, были сами условия жизни наших предков, находившихся в тяжелой зависимости от окружавшей их природы.

Люди были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими, как наводнения и бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода.

Человек имел в своем распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня или из дерева. В поисках пищи люди вынуждены были постоянно менять место своих стоянок. Будет ли завтра и послезавтра у них пища — это во многом зависело от удачи на охоте. На каждом шагу угрожали человеку и другие опасности: нападение хищного зверя, удар молнии, лесной пожар…

Страшными и непонятными казались нашим предкам могущественные силы природы. Они были беспомощны перед этими силами, боялись их, не понимали.

Не зная естественных причин явлений, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы, наделять их сверхъестественными свойствами. Благоприятные явления они стали считать добрыми, а те, которые приносили голод, болезни, смерть, — злыми. Позднее человек стал отделять духов от явлений природы. Древние люди думали, что природой управляют боги: бог грома, бог ветра, бог солнца, бог воды и т. п. Так воображением людей были созданы добрые и злые божества.

Силы природы были могущественнее человека, поэтому и божества считались более могущественными, чем сами люди. Человек стал поклоняться богам, молиться, приносить им жертвы.

Когда человеческое общество разделилось на классы и возникла классовая борьба между угнетенными и угнетателями, религиозные верования стали использоваться господствующими классами для подчинения и порабощения народных масс.

Говоря о причинах возникновения и утверждения религии в первобытном и классовом обществах, В. И. Ленин писал: «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.»[1].

С возникновением эксплуатации человека человеком и классового общества наряду с господством над людьми стихийных природных сил появился социальный гнёт. Классовое угнетение, войны, разорение народных масс — все это было столь же непонятно человеку и столь же страшно для него, как и грозные проявления природных стихий. Так образовался новый, ставший затем основным, источник религиозных верований — бессилие трудящихся масс перед стихией общественного развития, перед эксплуатацией и вытекающими из нее последствиями. Это нашло отражение и в характере религии. Боги начинают все более приобретать человеческий облик, а отношения между ними становятся подобными отношениям между людьми — в виде господства одних и подчинения других. Среди равноправных ранее богов выделяются главные боги, которые обычно изображаются похожими на земных царей.


Коряцкая костяная фигурка, изображающая «духа» заразной болезни. В кознях «злых духов» нашли некоторые отсталые народности «объяснение» явлениям физического страдания и болезни. Одни народности считали болезнь нападением злого, враждебного «духа» на законного владельца тела человека — душу. Другие полагали, что болезнь возникает, когда жадный, прожорливый «дух» начинает грызть тело человека, воспользовавшись временным отсутствием его души


Загадочными для наших предков были не только явления, происходящие в окружающей их природе. Не могли объяснить они и такие явления, как сон и обморок, болезнь и смерть. Особенно загадочны были сновидения. Засыпая, человек мог «побывать» в своем прошлом, видел умерших людей, разговаривал с ними и т. д. Как все это объяснить?

Задумываясь над подобными явлениями, человек пришел к выводу о существовании души, которая может покидать тело человека временно (сон) или совсем (смерть).

Разбирая этот вопрос, Ф. Энгельс писал, что уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к представлению, что их мышление и ощущения не есть деятельность их тела, а какого-то особого начала — души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, — уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. «Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то нет никакого повода придумывать для нее еще какую-то особую смерть. Так возникло представление о ее бессмертии, которое на той ступени развития не заключало в себе ничего утешительного, казалось неотвратимой судьбой и довольно часто, например у греков, считалось подлинным несчастьем. Не религиозная потребность в утешении приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а