Проклятая доля [Жорж Батай] (fb2) читать постранично, страница - 75


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

прежних завоевателей.

(обратно)

48

См. R. Grousset, Bilan de l'Histoire, Plon, 1946, in-8°: no поводу источников нашествий см. p. 273-299-

(обратно)

49

Эти знаменитые исследования "протестантской морали и духа капитализма", Die protestantiscbe Ethik unci der Geist desKapitalismus, опубликованные вначале в Archivfur Soziahvissenschafl und Sozialpolitik, Bd. XX и XXI, 19041905, образуют том I Religionssoziologie (Tubingen, 1921, 3 Bde. in-8°).

(обратно)

50

Religion and the Rise of Capitalism, 2nd ed., New York, 1947, in-8°.

(обратно)

51

R. H. Tawney, op. cit., p. XXVII, n° 11.

(обратно)

52

R. H. Tawney, op. cit., p. 99-

(обратно)

53

R. H. Tawney, op. cit., p. 105.

(обратно)

54

R. H. Tawney, op. cit., p. 112.

(обратно)

55

R. H. Tawney, op. cit., p. 109.

(обратно)

56

Все, что Тони говорит о подавлении нищеты и бродяжничества [у Кальвина - прим. пер.] (см. р. 2б5), весьма впечатляет. Редко приходится встречать большее воздействие экономической выгоды на идеологию. Жестокость общества, решительно готового подавлять непроизводительную нищету, доходит до в высшей степени суровых форм авторитарной морали. Такой жестокости не было вплоть до епископа Беркли, который высказал идею "арестовывать злостных попрошаек и на несколько лет превращать их в рабов, в публичную собственность" (op. cit., p. 270).

(обратно)

57

Галаад - герой "Поисков Грааля"сын Ланселота, которому было предназначено найти Грааль. - Прим.пер.

(обратно)

58

R. Н. Tawney, op. cit., p. 113-

(обратно)

59

Образ Средневековья здесь - всего-навсего наиболее легко находимая форма, от которой нас как раз и отделяют Реформация и ее экономические последствия. Но образы античности, Востока и первобытного общества, на наш взгляд, имеют приблизительно тот же или более чистый смысл.

(обратно)

60

Надо добавить: или материи, неопределенное время находящейся в распоряжении производителя или купца.

(обратно)

61

Я имею в виду именно эстетическое действие, движимое чувством и ищущее удовлетворения в сфере чувств, словом, действие, стремящееся сделать то, чего сделать невозможно, а можно лишь испытать, воспринять, подобно тому как в кальвинистской концепции снискивается благодать.

(обратно)

62

Этот труд непроизводительно расходовали все трудящиеся; массы собственными средствами создавали средства для тех рабочих, что были заняты созданием предметов роскоши.

(обратно)

63

Jorrc, ГU. R S. S. La Terre et lesHommes, 1945, p. 133-

(обратно)

64

Ibid.

(обратно)

65

По-русски "golod i kholod" [прим. Ж. Батая].

(обратно)

66

Alexinsky, La Russie revolutionnaire, 1947, p. 1б8-1б9-

(обратно)

67

V. A. Kravchenko,/'a? choisi la liberie, 1947. - Я воспользовался этим важным документом, очевидно тенденциозным, но подлинным, чтобы извлечь из него элементы правды согласно строгим правилам критики. Из-за его вопиющих недочетов, из-за его противоречий, из-за его легковесности, да и вообще из-за отсутствия интеллектуальной серьезности у автора, подлинность книги мало что дает. Этот документ не отличается от других, и пользоваться им надо с недоверием, как и любым другим документом.

(обратно)

68

Op. ctt., р. 483.

(обратно)

69

Op. cit., р. 533.

(обратно)

70

L'Enigme russe, Montreal, 1946.

(обратно)

71

Так в оригинале. - Прим. пер.

(обратно)

72

Op. cit., р. 5бО-5бб.

(обратно)

73

Frangoi s Perroux, Le Plan Marshall ou I'Europe necessaire au monde, 1948.

(обратно)

74

P. 127. Через несколько строк автор уточняет:"Классический имеет здесь приблизительно тот смысл, что приписывает ему Дж. М. Кейнс на первых страницах General Theory1'.

(обратно)

75

P. 130. Курсив автора.

(обратно)

76

Результатом операции может стать и отсутствие прибыли, и даже убыток - из-за того, что в ее концепции не учитывался ее реальный итог. Принцип же операции остается неизменным

(обратно)

77

Это формулировка Жан-Жака Серван-Шрайбера. См. L'Occident face a la paix, серию примечательных статей, опубликованных в Le Monde за 15,16-17 и 18