Беседы о советской науке \\ Проект "Салют" [Виктор Мора] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

наглядный пример всем тем, кто стремится к социальному и национальному освобождению и совершенствованию. Будучи одновременно великой европейской и великой азиатской страной, Советский Союз, подобно огромному мосту, соединил культуру Востока и Запада, причем осуществил это естественно и гармонично.

Многие этнографические исследования ныне проводятся в тесном единстве с социологическими, демографическими, экономическими и другими. Такому всестороннему изучению подвергают, в частности, семью. Профессор С. Брук обратил внимание Виктора Моры на некоторые осложнения в ее развитии, и прежде всего падение деторождаемости и рост разводов, наблюдаемые почти во всех развитых странах.

В Советском Союзе предпринимаются совместные усилия законодательных органов и самых разных научно-исследовательских, административных, культурных организаций для решения трех наиважнейших задач: помочь людям удачно найти друг друга и создать семью; укрепить уже созданные семьи как социальные ячейки, воспроизводящие общество; деликатно помочь супругам быть счастливыми в семейной жизни. В СССР более 70 миллионов семей. От них зависит будущее страны, ибо они ведут в жизнь новые поколения.

Новые встречи с учеными ждали Виктора Мору за многие тысячи километров от столицы, в далекой Сибири. Плодотворное освоение огромной территории, равной почти 10 миллионам квадратных километров, то есть двум Западным Европам, было возможно лишь при научном подходе к использованию природных ресурсов, развитию производительных сил и культуры. Для решения этих вопросов в 1957 году было создано Сибирское отделение АН СССР. Суровые природно-климатические условия, малая плотность населения, нехватка рабочей силы, слабо развитые транспортные средства — все это чрезвычайно усложняло ситуацию. И тем не менее почти все трудности в кратчайший срок были преодолены. Получив мощную и всестороннюю поддержку страны, сибирский научный центр не только быстро набрал силы для самостоятельного функционирования и все более ощутимого участия в освоении сибирских богатств, но и оказался способным существенно влиять на развитие всей советской науки.

Ученым Сибири приходится решать как фундаментальные общенаучные проблемы, так и проблемы, выдвигаемые региональной спецификой. Это хорошо проиллюстрировал на конкретных примерах вице-президент Сибирского отделения АМН СССР Ю. Никитин, рассказавший об изучении типичных заболеваний коренного населения и проблемах адаптации приезжающих из других зон и регионов; о биоклиматологических исследованиях и экологическом контроле на территории Сибири, в том числе и за Полярным кругом.

Единство теоретических исследований и решения прикладных задач сельского хозяйства и медицины характерно и для работы Института цитологии и генетики СО АН СССР. Его возглавляет вице-президент СО и президент Международной федерации генетиков, академик Д. Беляев, известный своими работами по общей биологии, генетике, теории эволюции и селекции животных. Разговор шел о достижениях института в генной инженерии, лечении вирусных заболеваний и селекции пушных зверей (в частности, в наследственной перестройке их функции воспроизведения при одомашнивании).

Речь зашла и о природе агрессивности в жизни общества и человека. Нам кажется, можно выделить три составные части этой проблемы. 1. Существует ли врожденная психобиологическая агрессивность человека? 2. Существует ли врожденная социально-психологическая агрессивность ("групповая агрессивность")? 3. Если они существуют, не в этом ли заключаются основные причины, порождающие социальные формы агрессивности, которые проявляются в отношениях между народами, нациями и государствами?

Немалое число западных ученых и буржуазных идеологов отвечает на эти вопросы утвердительно. Якобы тенденция к соперничеству, рождающая конфликты, имеет эволюционно-биологическое происхождение. Она вытекает из необходимости иерархического построения сообществ и популяций, борьбы за территории и зоны влияния и т. д. Развитие таких идей лежит в русле социал-дарвинизма, неомальтузианства, современного расизма, концепций "новых правых". В своеобразной форме идея об исконной агрессивности людей предстает в учении фрейдистов и неофрейдистов. Так, по Фрейду, агрессивность — это естественное влечение, производное от инстинкта смерти, а война — чудовищное, но неизбежное зло: она "облегчает" неосознаваемые страдания людей, врожденная агрессивность которых ищет своего выхода. "Природная агрессивность" человека особенно опасна — по мнению тех, кто в нее верит, — в наше время: ведь раньше жаждущий насилия человек размахивал дубинкой, а ныне — атомной бомбой.

Однако агрессивность не принадлежит к фундаментальным свойствам человеческого вида, без которого он не мог бы существовать. А в социальной сфере она существует как следствие прежде всего социальных причин. Специфически человеческое поведение управляется