Художественные открытки и их коллекционирование [Владимир Васильевич Шлеев] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

открытки, изображающие исторические события 1917 года — Февральскую революцию и Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Можно с уверенностью сказать, что некоторые из открыток этого типа являются важными историческими документами.

ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТКРЫТОК

Когда, где и при каких условиях появились иллюстрированные открытки? Вопрос этот интересный, но ответить на него не так просто. Известно, что на одной из фресок погребальной пещеры египетского вельможи Хнумхотепа в Бенигассане, написанной около 4000 лет тому назад, изображен гонец, держащий в руке развернутый лист или табличку, на которой видны письмена и изображения. Некоторые любители открыток склонны считать эту табличку или листок прообразом современной иллюстрированной открытки.

В одном из французских журналов XVIII века сообщается о том, что по инициативе гравера Дэмезона по почте пересылались гравированные карточки, часто с текстом, как приветствия и поздравления по самым различным случаям. Известны также русские гравированные карточки типа позднейших визитных, на которых оставлялось место для автографа владельца (Фонвизина, Суворова, И. Бецкого и др.).

Рис. 1. Первая французская иллюстрированная открытка 1870 года (по рисунку в журнале «Открытое письмо» 1905-1906 гг.)

Однако иллюстрированная открытка современного типа получила широкое распространение сравнительно недавно. Ей нет еще и 100 лет.

Существуют несколько версий появления современных иллюстрированных открыток — наиболее известны французская и немецкая — и обе они временем создания первых иллюстрированных открыток считают франко-прусскую войну 1870-1871 годов. По мнению французов, это произошло в местечке Конли в Бретани. Зимой 1870 года здесь скопилось значительное количество французских солдат. Все они довольно часто писали домой, и небольшое количество бумаги и конвертов, имевшихся в запасе, быстро иссякло. Тогда сообразительный местный книготорговец Леон Бенардо нарезал небольшие кусочки бристольского картона размером 6,6 х х 9,8 см{2}, украсил их выполненными в литографии города Ренна виньетками патриотического содержания и предложил солдатам. На одной стороне этих карточек писался адрес, другая была оставлена для письма. Эту своеобразную открытку раскупали очень охотно, и карточки быстро вошли в обиход французской армии (рис. 1).

Однако немцы полагают, что первым инициатором выпуска иллюстрированных художественных открыток был книготорговец А. Шварц из города Ольденбурга, который в 1870 году издал и пустил в продажу открытку с изображением немецкого солдата-артиллериста, а вслед затем и две серии открыток (по 25 шт. в каждой) с рисунками из издаваемого им же иллюстрированного журнала «Volksbote». Примеру Бенардо и Шварца последовали другие дельцы, и с того времени иллюстрированная почтовая открытка, официально признанная также и почтовыми ведомствами, получила широкое распространение во всем мире.

В России первые почтовые карточки-открытки также появляются в начале 70-х годов. Правда, первые русские открытки представляли собой простые, без всяких украшений бланки, но постепенно в Россию стала проникать и распространяться иллюстрированная открытка. В 70-80-х годах прошлого столетия в России были преимущественно распространены иллюстрированные почтовые карточки (открытки), изготовленные за границей. Лишь сравнительно в небольшом количестве выпускались видовые и портретные открытки отечественного производства. Но уже со второй половины 90-х годов в Петербурге, Москве, а затем и других городах нашей страны появляются художественные открытки, напечатанные в русских типографиях и литографиях.

Среди первых русских издательств, обративших большое внимание на открытку, следует назвать широко известное художественное издательство Евгениинской общины сестер милосердия Красного Креста (т. н. Община св. Евгении), а также петербургское издательство А. Фельтена.

Первые открытки, выпущенные издательством Евгениинской общины весной 1897 года, были исполнены по специально сделанным для открыток акварельным рисункам известного художника Н. Н. Каразина («Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом»). Привлекались и другие крупные художники, нередко исполнявшие специально для воспроизведения в открытках рисунки и акварели со своих известных живописных работ. Активно сотрудничал в этом издательстве И. Е. Репин. Специально для открытки им был исполнен в 1898 году пером и акварелью рисунок «Кошевой атаман Серко» — изображение одного из главных персонажей знаменитой картины «Запорожцы». В открытках этого издательства появились акварели и рисунки с некоторых других известных произведений Репина — «Л. Н. Толстой в лесу» (1900 г.) (рис. 2). «Какой простор!» (1902 г., первоначальная мысль картины); были воспроизведены малознакомые до того широкой