Великий итальянский атеист Ванини [Виктор Иванович Рутенбург] (fb2) читать постранично, страница - 48


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Г e p ц e и. Собр. соч., т.111. M., 1954, стр. 229.

74 Существует версия о том, что «Амфитеатр» являлся пародией на книгу бельгийского иезуита Леиса, вышедшую в 1613 г. в Антверпене. (Storia inedita dell’Amfiteatro di О. C. Vanini, Giornale critico della filosofia italiana, I, 1957, p. 63).

75 Dialogi, p. 2.

76 Dialogi, p. 422.

77 Amphitlieatrum, p. 137, 313–314.

78 Amp’iitbeatrurn, p. 334, 336.

79 Aiiiphitheatrum, p.( 334.

80 Amp hitheat rum. p. 204.

81 Dialogi, p. 428.

82 Amphitheatrum, p. 109.

83 Известный современный исследователь философии Возрождения Кристеллер подчеркивает независимость суждений Ванини от Аристотеля и других и наличие элементов философии Возрождения в «Амфитеатре». См. его предисловие к книге: Gaes. In universam: Platonis et Aristotelis Philosophiam praeludia. Venetiis, 1597.

84 Их восстановил итальянский ученый Луиджи Корвалья.

85 Перипатетики — философы Перипатетической школы, основанной в Афинах Аристотелем.

86 G. В. Gramondis. Op. cit., р. 208.

87 Dialogi, р. 494.

88 Dialogi, р. 4.

89 Amphitheatrum, p 132

90 Dialogi, p 440—441

91 Dialogi, p 439

92 Amphitheatrum, p XVI, 70, 77, 104–105, 109, Dialogi, p 349

93 Киники — древнегреческая философская школа, основанная Антисфеном (ок 435–370 г до н э) Антисфен доказывал, что невозможно существование общих идей и понятий и что существу ют только единичные предметы В противоположность идеалистам он утверждал, что душа материальна Представители этой школы— Диоген, Кратет, Бион и др

94 Термин «физика» здесь понимается как «физиология»

95 Dialogi, р 91—92

96 Dialogi, р 2

97 А И Герцен Собр соч т III М, 1954, стр 227—228

98 А И Герцен Собр соч, т III М, 1954, стр 228, 244—245

99 Dialogi, р 135–136, 388

10 Amphitheatrum, р 20 (Скалигер)

101 Amphitheatrum, р 25–27, 34 (по Скалигеру)

102 Dialogi, р 238

103 К М а р к с и Ф Энгельс Сочинения, т XXV, стр 229

104 Ф Энгельс Людвиг Фейербах М, Госполитиздат, 1951 стр 16

105 Dialogi, р 388, 391 (по Помпонацци)

106 Dialogi, р 391, 385 (по Аристотелю)

107 Dialogi, р 492

108 Amphitheatrum, р 151—1Г2

109 Amphitheatrum, р 164

110 Dialogi, р 495

111 Dialogi, р 233

112 Dialogi, р 234.

113 Dialogi, р 452- 453

114 Dialogi, р. 367.

115 Dialogi, р 368, 370 (по Помпонацци), 375, 372 (по Кардано)

116 Dialogi, р 431-432

117 Dialogi, р 379, 415

118 Dialogi, р 482, 484, 485 490, 491

119 Dialogi, р 356—357

120 Dialogi, р 358

121 Dialogi, р 385-386

122 Amphitheatrum, р 36

123 Dialogi, р 366—367

124 Dialogi, р 366

125 Dialogi, р 366

126 Лукреций О природе вещей кн II Перевод Ф А Пет ровского М, 1945, стр 83, кн V, стр 349

127 Amphitheatrum, р 47

128 Dialogi, р. 387–388 (по Помпонацци)

129 Dialogi, р 390

130 Amphitheatrum, р 298—299

131 Dialogi, р 390

132 Amphitheatrum, p 125, 286

133 Dialogi, p 366

134 Amphitheatrum, p 13 14 (по Скалигеру), 15 (по Кардано)

135 К Маркс и Ф Энгельс Сочинения, т II стр 345

136 Amphitheatrum, р 1

137 Dialogi, р 353 (по Скалигеру), 365—366

138 Amphitheatrum, р 8–9 (по Кардано)

139 Dialogi, р 420 — 421

140 Amphitheatrum, р 91, 314—315

141 Amphitheatrum, р 90, 100, 136, 138, Dialogi, р 49, 357

142 Dialogi, р 91–92 (по Помпонацци)

143 Amphitheatrum, р 90–91.

144 Dialogi, р 428

445 Arnphitheatrum, р 79

446 Arnphitheatrum, р 34 (по Скалигеру)

147 Dialogi, р 247.

148 Dialogi, р 359.

149 А. И. Герцен Собр соч, т III М 1954, стр 228

150 G В Gramondus Historiarum Galliae ad excessu Henrici IV, Libri XVIII Tolosae, 1643, p 208

151 Mercure Francois, arm 1619, t V, p 63—64

152 G, в Gramondus, p 209

153 В протоколе капитула (коллегии духовных лиц) Тулузы эта расплывчатая формула заменена более категорической «Его дер жали до тех пор пока не были найдены достаточные доказательства для того, чтобы убедить его и заставить его признать (правильность) обвинения» (A Corsano Op cit р 214) В действительности Ванини признал себя атеистом только после вынесения приговора, считая его необоснованным и несправедливым

154 А И Герцен Собр соч, т III М, 1954, стр 225

155 «Дневник Эскироля» — записи современника Ванини Иссле дованы лишь в начале XX столетия

156 По сведениям французского исследователя прошлого века, 1500 мешков с документами канцелярии суда тулузского парламента были переданы в архив департамента Верхней Гаронны (А Ваudoin Histoire critique de G C Vanini) Среди них, возможно, сохранились и некоторые документы, имеющие отношение к Ванини, вроде приведенного в этой главе отрывка из протокола капитула Тулузы

157 G В Gramondus, р 209

158 Mercure Francois, апп 1619, t V, р 63—641

159 Dialogi, р 2

160 Dialogi, р 1, 86, 352

161 Эразм Роттердамский (1466–1536) знаменитый ученый гуманист

162 Dialogi, р 2, 409

163 G В Gramondus, р 208

164 Ж Мелье Завещание, т II, М 1954, стр 283—284

165 Деизм — учение которое признает существование бога толь ко в качестве безличной первопричины мира, в остальном же, с точки зрения этого учения мир подчиняется действию законов природы

166 Николь (1625–1695) — философ и теолог; Паскаль (1623–1662) — в юности — выдающийся представитель новой науки, затем перешел на позиции религиозного мыслителя; «К». — Кудворт (1617–1688), английский деист, выступивший против атеизма;