Технологическое древо Фронтир Индикона (СИ) [Яр Серебров] (fb2) читать постранично, страница - 51


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

украшениями, что было, впрочем, распространено и среди других индейцев Америки. Взятые в плен неприятели нередко подвергались жесточайшим пыткам: прикладыванию углей к различным частям тела и на оскальпированную голову, вырывание волос и бороды, протыкание ушей, носа, губ, глаз, языка, вырывание ногтей, выкручивание пальцев, расщепление фаланг, вытягивание жил. Каждый род по-своему приносил жертв. Каких-то медленно убивали шаманы на алтарях, а вот, к примеру, род касатки покрывал тело несчастного мелкими порезами и выбрасывал посреди залива, где в скорости несчастного разрывали на части касатки, водившиеся там в изобилии. Племена часто воевали меж собой, но после мир между враждовавшими сторонами заключался в торжественной обстановке и сопровождался выдачей заложников, которых называли 'оленями' по-ихнему 'кауакан'.


<p>


 </p>




  Система верований у них весьма запутанна. Землю они считали плоской, а небо твердым. Звезды в их представлении, были кострами в жилищах обитавших на небе духов, а солнце и луна - живыми существами, понимавшими человека. Земля, согласно тлинкитским мифам, покоилась на гигантском столбе в виде передней лапы бобра, который удерживала подземная старуха Агишануку. Идейцы считали, что не будь старухи, земля давно бы опрокинулась и потонула в море. Землетрясения, по мнению индейцев, происходили из-за борьбы Агишануку с Человеком-Вороном Йэлом. Йэл, рассердившись на людей за несоблюдение ими его заветов, пытается оттащить старуху от столба и опрокинуть землю. Чтобы помочь старухе справиться с могучим противником, индейцы во время землетрясений выбегали из своих домов, садились на землю и начинали перетягивать друг у друга палки, сопровождая эти действия магическими песнями.


<p>


 </p>




  У тлинкитов имелось великое множество тотемов-фратрий, родов, линиджей. Были как личные, так и семейные тотемы. Самым ценным тотемом считалась церемониальная родовая шляпа. Одев её вождь с жезлом в руках и прочими регалиями выступал на потлачах, как представитель рода, его предок и одновременно как его сверхъестественный тотемный покровитель.


<p>


 </p>




  - А потлачи это что такое, позвольте узнать? - поинтересовался Павел.


<p>


 </p>




  - Потлачи-то, - можно сказать, особые праздники, сопровождавшиеся подарками, раздачами даров. Зачастую вождь собирал гостей из других племён и фратрий и демонстрировал им регалии и тотемы рода. Приобретенный при этом престиж, распространялся на тотем, а через него - на род и самого вождя, которому вставляли в шляпу особый знак.


<p>


 </p>




  - В индейских легендах и мифах о происхождении тотемов предками рода выступают медведя-гризли, речная выдра и росомаха. Последняя пользовалась их расположением за свою храбрость и хитрость. У тлинкитов существовала даже поговорка: 'Умен, как росомаха'. Если тлинкит фратрии Волка встречал гризли, то он обращался к нему со словами: 'Ихони айяха'т' - 'я твоей стороны', а также: 'Ка дутл канз' - 'имей жалость ко мне' или 'Хат ка тлахетл' - 'сделай меня счастливым'.


<p>


 </p>




  На этом месте повествование Павла Петровича прервал наш дружный смех.


<p>


 </p>




  - Ну дают!


<p>


 </p>




  - И как, делал?


<p>


 </p>




  - Совершенно-с с вами согласен. Чудной нард до невозможности! Так я продолжу. Из мелких животных внимания тлинкитов удостоилась мышь, которая, по их представлениям, помогала колдунам красть имущество 'испорченных'. Это ещё чего, а вот, к примеру, маленькая лягушка в глазах тлинкитов была опасным существом, так как слизь на её коже считалась очень ядовитой. Отчего изображения лягушки наносились на шаманские погремушки. Среди морских обитателей индейцы особо выделяли касатку и морского льва, которые, по их представлениям, могли быть могущественными помощниками шаман. Из птиц, как, впрочем, у многих других племён у тлинкитов безусловным и всеобщим почитанием был окружен ворон. Так же они весьма боялись сов, крик которых приносил будто бы несчастье.


<p>


 </p>




   Весь мир, как считали тлинкиты, был населен множеством духов и душ людей. Они верили, что в загробном мире душа человека занимает такое же место, какое он имел при жизни. Чтобы обеспечить богатого и знатного человека слугами в потустороннем мире, на его