Война и мир в глобальной деревне [Герберт Маршалл Маклюэн] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

развития фонетического алфавита и его влияния на чувственную жизнь древних греков. Подобная форма рационального и живописного пространства есть окружающая среда, которая неведома никакой другой форме письменности, будь то древнееврейская, арабская или китайская.

Сейчас, когда мы живем в электрической среде и внутри закодированной информации не только визуально, но и в сенсорном режиме, вполне естественно, что у нас появилось новое восприятие, которое разрушает монополию и приоритет мира видимого, заставляет этот старинный мир выглядеть таким же причудливым, как средневековый герб на двери химической лаборатории.

Новая среда иногда причиняет значительную боль человеку, ее воспринимающему. Биологи и физики знают больше о радикальной революции, осуществленной в нашем чувственном мире новыми технологиями, нежели писатели, для которых новая среда есть угроза, в отличие от представителей других профессий.

Когда печать была в новинку в XVI веке, Иероним Босх рисовал новое разрушение пространства, следствие гутенберговского технологического вторжения в осязаемый мир средневековой иконографии. Его жуткие картины точно и художественно передают боль и страдания, приносимые новыми технологиями. Даже на популярном уровне эти разрушения и боль, вызванные появлением радио в двадцатых годах прошлого столетия, были хорошо выражены в блюзе. Сегодня вместе с телевидением, еще более мощным носителем, боль создала музыкальные жанры, от рока до «битла», что чрезвычайно неприятно для чувств, прежде ориентированных на менее сложные технологические условия. Сегодня блюз звучит как ласковая колыбельная. Их смелые и утонченные качества не более очевидны, чем в викторианском вальсе.

Биолог Отто Левенштейн в своей книге «Чувства» подробно рассмотрел проблему, которая возникает в результате изменений в сенсорном режиме, например, последствия технологического создания новой среды:


Каждое наше чувство — уникальный мир


Видение — скорее собирательное действие, и все это заставляет гадать, можно ли когда-либо увидеть нечто, прежде неизвестное. Мы достигаем этого впечатления также у пациентов, слепых от рождения, которые обретали нормальное зрение лишь после операции. До того как открыть глаза, они познавали мир на ощупь, звук и обоняние, и мир был полон для них знакомых предметов в условиях ограниченного круга чувственного опыта. Как только они ни избегали поначалу сумбура дополнительной стимуляции, тоскуя порой по относительной изоляции прежнего мира! Наиболее поразительный факт в том, что им потребуется много времени и сил прежде, чем они начнут распознавать окружающие предметы, как отделенные друг от друга. Они понемногу должны учиться разбираться, связывая внешнюю картинку, которую видят, с тактильным восприятием, которое уже знакомо. На первый взгляд мир выглядит как плоское пространство, наполненное бессмысленными бликами света, тьмы и цвета, перемешанными, словно лоскутное одеяло. Один за другим предметы вырисовываются среди хаотичного мира и становятся отдельными, независимыми друг от друга. Студент, изучающий микроскопию, переживает нечто

похожее. Бессмысленные перемешанные формы не поддаются описанию, пока ассистент профессора не нарисует формы, которые следует искать. Говорят: «Увидеть значит поверить», — и в данном контексте также можно сказать, что «вера — это видение».


То, что он пытается сказать в следующем отрывке: «Как только они ни избегали поначалу сумбура дополнительной стимуляции, тоскуя порой по относительной изоляции прежнего мира!» — это опыт, который каждый испытывает, когда пытается привыкнуть к новым возможностям, которые привносят новые технологии. Сегодня электроника и автоматика вынуждают нас приспосабливаться к условиям глобализации, будто весь мир сделался родным домом.

Художник — единственный, кто не стал уклоняться от этого вызова. Он обрадовался новому восприятию, которое стало возможным благодаря инновациям. Боль, которую испытывают обычные люди в восприятии беспорядка, вызвана новыми ощущениями, возникающими в попытках художника расширить границы человеческого духа. Он упивается инновациями в самоопределении человека в обществе и внутри самого себя, что приводит к анархии и отчаянию институтов политики, образования, а также брака.

Крупнейший шкаф в мире
В «Теориях личности» Кэлвина Холла и Гарнера Линдси приводится замечание по поводу взглядов Гарнера Мерфи относительно странного образца, по которому люди всегда приспосабливались к предшествующей обстановке, прямо как генеральный штаб, всегда готовый к последнему бою:


Развитие восприятия проходит три стадии: глобальность, во время которой мир более или менее похож на некое пятно; разделение, во время которого предметы выделяются из