НЛП. Эффективные методики влияния [Питер Янг] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Они просят вас вмешаться, потому что вы способны предложить иную точку зрения, которая позволит увидеть то, что от них скрыто. «Вмешательство» означает выбор поведения, приводящего к изменениям, что, в свою очередь, поможет человеку измениться. В терапевтических условиях это требует согласия людей и их готовности к сотрудничеству. Поскольку ваше вмешательство может побудить их сделать что-то такое, что они сами сделать и не подумали бы, то это, следовательно, станет неожиданностью. Вмешательства с помощью НЛП поражают людей своей способностью изменить их мироощуще­


ние. Изумление успешно помогает справиться с сопротивлением переменам. (На самом деле некоторые противятся переменам, потому что предвосхищяемые неудобства перевешивают для них все возможные преимущества перемен. Ведь перемены всегда влекут за собой последствия!) Если человек не знает, чего ему ожидать, он не в состоянии сопротивляться.

Когда вы впервые выполняете какое-то упражнение НЛП и оно приводит к желаемой перемене, это часто порождает глубокие переживания. Однако при повторном выполнении изумление проходит, и упражнение становится рутиной согласно так называемому Закону снижения отдачи. Процессы НЛП будут и дальше поражать неискушенных обывателей, но по мере того как психологические техники будут становиться все более широко известны, они, вероятно, отчасти утратят свою силу. Поэтому практикам НЛП необходимо время от времени переоценивать свой образ мыслей и манеру использования техник. Это требует быть в курсе новейших идей — не только в области НЛП, но и в смежных отраслях.

Осознавая необходимость инноваций, практики НЛП должны творчески подходить к поиску новых способов поражать людей, к осуществлению рефрейминга своего мировоззрения, к разработке новых техник и к совершенствованию уже существующих. Иначе они рискуют спасовать перед неглупыми людьми, с которыми столкнутся. Проверкой того насколько вы осознаете созидательную силу НЛП и умеете ее использовать, служит ваша способность опробовать альтернативные способы восприятия реальности и новые пути порождения перемен.

Данная книга поможет вам обогатить ваши представления о базовых паттернах, характерных для НЛП. Она приведет вас к серьезным обобщениям, к осознанию парадигм, которые вытекают из попыток нашей цивилизации объяснить природу


человека. Она в большей мере ориентирована на тех, кто желал бы переосмыслить свои представления об НЛП, расширить его понимание. Книга также содержит рекомендации по совершенствованию индивидуального стиля работы в НЛП.

Я намерен продемонстрировать, как можно объединить различные фрагменты НЛП с использованием парадигмы, которую я назвал Моделью Шести Перцептивных Позиций. После того как заложены необходимые основания, эта модель разъясняется в главе 11. Но прежде чем к этому подойти, я в своей книге критически разбираю многие исходные идеи НЛП, их последующие модификации, а также рассматриваю приемлемость тех моделей и метафор, которые используются для их объяснения. Также приводятся многочисленные примеры практического использования новой парадигмы. Даются рекомендации, как специалисту или терапевту работать с клиентом. В результате вы научитесь искусству проникновения в мироощущение других людей, влиянию на них с целью помочь им измениться поразительным образом.

Поскольку в области НЛП накоплен огромный материал, невозможно его полностью представить в одной книге. Поэтому мною задуман еще один том — «Язык и перемены». В нем будут разъяснены лингвистические аспекты НЛП, представлена соответствующая модель языка (Метамодель), а также показано, как различные виды языка соответствуют разным контекстам. В этой книге также пойдет речь об искусстве рассказывания историй и использования метафор.

Питер Янг

Эксетер, май 2004 г.


Глава 1

Осваиваем НЛП

Любая история открывает перед нами дверь, сквозь которую наше воображение проникает в иную реальность. Любая книга или фильм дают читателю или зрителю возможность попасть в другой мир, увидеть привычное с непривычной точки зрения.

В некоторых детских книжках и кинофильмах такое перемещение показано явно и недвусмысленно. Например, Алиса попадает в Страну Чудес сквозь кроличью нору; герои К. С. Льюиса проникают в сказочную Нарнию сквозь заднюю стенку гардероба. Мне вспоминается прочитанная в детстве история о том, как странствующий театр прибыл в город. Герой этой истории, чье имя я давно позабыл, оказывается всецело захвачен представлением вопреки аляповатым декорациям, мешковатым костюмам актеров и т.п. По завершении спектакля наш главный герой решает исследовать театральный мир, взбирается на сцену и сталкивается с фальшью картонных деревьев и кустов. Однако, продвигаясь все глубже, он обнаруживает, что у сцены нет задней стенки, и