Фарисеи и диверсанты. Сионизм: Идеология и политика антикоммунизма [Анатолий Иванович Широков] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

делом Дрейфуса и т. д. Но эти примеры подчеркивают лишь одну сторону вопроса. Для сионистских идеологов антисемитизм был не причиной, а удобным поводом объяснения «правомерности» образования и существования самого сионизма. Преследования евреев происходили и в средние века (зачастую в форме религиозных гонений), однако они не привели к возникновению сионистского движения.

Сионисты пытаются представить дело таким образом, будто бы их движение представляет собой страстное желание возвратиться на «святую землю» в Сион и покончить с тысячелетним изгнанием. «В то время как другие колонизационные движения выбирали территорию, исходя из своих политических, географических и экономических возможностей, сионизм прежде всего исходил из приоритета территории, — пишет Б. Киммерлинг. — Сионизм без Палестины был обречен на крах»4. Однако сказанное выше расходится как с реальным положением вещей, так и со взглядами первых сионистских идеологов. Один из них — Л. Пинскер, имя которого занесено в скрижали сионистского катехизиса, подчеркивал: «Не святая, а собственная земля должна быть предметом нашего стремления. Нам ничего другого не нужно, кроме полосы земли… которая перешла бы в нашу собственность»5. Хорошо известно и то, что сионистские лидеры во главе с Т. Герцлем носились с идеей образования «еврейского национального очага» в районах, весьма отдаленных от «земли обетованной». И если в конечном итоге выбор пал на Палестину, то это объяснялось не ностальгическими мотивами, а теми условиями, в которых происходило становление сионизма. Спасаясь от преследований и гонений, евреи в средние века да и в XIX веке искали убежища в других странах, но не в Палестине. Так, например, между 1882 и 1914 годами из России эмигрировало почти 3 миллиона евреев. Из них всего лишь около одного процента — в Палестину. Или взять другой факт, о котором предпочитает умалчивать сионистская пропаганда. Еще до окончательного разрушения императором Титом храма Соломона в Иерусалиме и расселения евреев в различных частях Римской империи за пределами Палестины уже существовала еврейская диаспора (еврейская община вне пределов Палестины), в несколько раз превосходившая еврейское население «святой земли».

Очевидно, что причины возникновения сионистского движения следует искать в комплексе социально-экономических и политических факторов мирового развития в эпоху перерастания капитализма в империализм и тех последствиях, которые они имели для еврейских общин. Далеко не последнюю роль в возникновении сионизма играли империалистические государства, стремившиеся утвердиться на Ближнем Востоке, в этом стратегически важном районе на стыке трех континентов. Использовать колонизационные амбиции сионистов для удовлетворения своих собственных имперских притязаний — таковы были планы правящих кругов Англии, Франции, Германии6. Особую активность в попытках поставить сионизм на службу своим интересам проявляла Великобритания. Не случайно сионистский лидер М. Нордау отмечал, что сионизму оставалось только появиться, иначе Англии «пришлось бы его выдумать»7. Сионизм возник не как народное движение, а как капиталистическое предприятие, связанное тесными узами с империалистическими кругами, что особенно наглядно проявилось в деятельности международного акционерного общества — Еврейского колониального треста, возникшего в 1902 году, пайщиками которого выступали капиталисты и биржевики многих стран. Сионизм, который должен был стать, если послушать сионистских заправил, «освободительным движением», с первых шагов своего существования превратился в инструмент империалистического порабощения арабского Востока. Сионисты хорошо осознавали, какую роль они играют в планах империалистических покровителей. Один из лидеров сионистской партии МАПАИ Э. Либенстейн писал еще в 1934 году: «Англия нуждается в евреях (читай: сионистах. — Авт.) для того, чтобы не дать усилиться арабам и иметь дополнительную защиту против арабского движения, которое ставит своей целью освобождение объединенного арабского Ближнего Востока от английского господства»8. Менялись времена, менялись покровители. Неизменной оставалась постыдная роль врага национально-освободительного движения народов Ближнего Востока.

Сионизм был продуктом капиталистического развития вообще и еврейских общин в частности. Французская революция конца XVIII века способствовала бурному развитию капиталистических отношений. Одновременно она нанесла мощный удар по замкнутому, затхлому миру еврейских гетто, культивируемому в течение веков еврейской верхушкой. «Во всей Европе, — писал В. И. Ленин, — паденье средневековья и развитие политической свободы шло рука об руку с политической эмансипацией евреев, переходом их от жаргона к языку того народа, среди которого они живут, и вообще несомненным прогрессом их ассимиляции с окружающим населением»9. Именно эмансипация евреев и их