«В своей жизни я бы поправил все — и с самого начала» [Алексей Владимирович Баталов] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Андреевны могли встретиться неприятные друг другу люди, к примеру начальники и вольнодумцы.

— Поражает сама возможность столкнуться на кухне с Ахматовой, одетой в халат…

— В халате она не ходила и на кухне появлялась не часто. У нас тогда были домработницы, завтракала и обедала она в столовой. А одевалась Анна Андреевна своеобразно — у нее были шелковые платья (я называл их «подрясниками»), сверху она носила японское кимоно. Выглядело это очень эффектно.

— Каков был стиль дома? Ваш отец писал очень смешные книги, а юмористы, как правило, люди суровые и необщительные…

— Его характер опровергает это правило: отец был веселым и общительным, широко образованным человеком. Они с Ахматовой часто говорили на очень существенные и важные темы. Поэт Ярослав Смеляков (он никогда не бывал особенно трезвым) однажды спросил отца: «О чем с тобой может говорить Ахматова?»

Отец ответил: «А как ты можешь понимать, о чем вообще говорят интеллигентные люди?»

— Розыгрыши и шутки в доме были приняты?

— Как-то мы с братом оформили домашний сортир в виде красного уголка. Разложили там политические брошюры, провели радио и написали лозунги:

«Превратим наши сортиры в глас политпросветсатиры!»
Долго это не просуществовало — и Ахматова, и Ардов сказали, что дело слишком опасное.

Как-то к нам позвонил человек и, перепутав имя, попросил к телефону Анну Аркадьевну. Я понял, кого он имеет в виду, но ответил по существу: «Она уехала к Вронскому». И тут же пожалел об этом — надо было выдержать паузу и сказать: «Она отправилась на железную дорогу».

— Пятидесятые годы были совершенно особым временем в жизни московской молодежи: канареечные пиджаки, широкие галстуки с драконами… Алексей Владимирович имел отношение к стилягам, первым советским денди?

— Меня это коснулось в большей степени. А ему уже было около тридцати, он работал во МХАТе. Брат был серьезным человеком и не пижонил.

— Семья тревожилась, когда Алексей Владимирович собрался в Ленинград?

— Там ему дали комнату, потом и квартиру. А где бы он жил в Москве? У нас было тесно, когда приезжала Ахматова, его комнату занимала она. Иногда брат жил в квартире своей первой жены, Иры, но это было не слишком удобно.

Но он продолжал бывать в Москве, мы ездили в Питер… Отрезанным ломтем Алексей не стал.

Справка «Известий»

Баталов Алексей Владимирович — народный артист СССР, лауреат Государственной премии, Герой Социалистического труда, профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства во Всероссийском государственном институте кинематографии, призер Каннского фестиваля. Снимался в фильмах «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1956), «Мать» (1956), «Летят журавли» (1957), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960), «Девять дней одного года» (1969), «Живой труп» (1969), «Бег» (1971), «Чисто английское убийство» (1974), «Звезда пленительного счастья» (1975), «Москва слезам не верит» (1980).

Снял фильмы «Шинель» (1960), «Три Толстяка» (1966) и «Игрок» (1972). Поставил радиоспектакли по «Казакам» Толстого, «Герою нашего времени» Лермонтова, «Войне и миру» Толстого и чеховской «Даме с собачкой». Автор многих статей и нескольких книг.

Награжден орденом «За заслуги перед отечеством» III степени. В канун юбилея получил орден Петра Великого.