Сэкигахара: фальсификации и заблуждения [Миртл Андреевна Либерман] (fb2) читать постранично, страница - 2
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (128) »
Часть I.
Сэкигахара в мифах
Заказчики мифов
В 2014 году президентом Общественной телерадиовещательной организации Японии (NHK) стал Момий Кацуо, известный сторонник премьера Абэ. Эта организация, контролирующая японские общественные СМИ, должна быть независимой и свободной от какого-либо политического влияния. Однако новый президент открыто заявляет, что информация в общественных СМИ «не должна расходиться с позицией правительства». Более того, в феврале 2016 года министр связи Санаэ Такаичи угрожала закрыть те СМИ, которые, по мнению государства, виновны в трансляции «предвзятых политических новостей».Нынешнее руководство — выходцы из правящих династий. У экспремьера Таро Асо, возглавляющего сейчас министерство финансов, отец был членом парламента, дед — премьером, прадед — министром по делам двора и носил титулы барона и графа. Прапрадед Асо — самурай Окубо Тосимити, один из «трех великих деятелей» революции Мэйдзи. Тесть Асо тоже был премьером. У нынешнего премьера Синдзо Абэ отец был министром иностранных дел, два деда — премьер-министры Киси Нобусукэ и Сато Эйсаку. Прадед премьера, генерал Осима Ёсимаса, начал карьеру в войне против сёгуната Токугава. Из какого самурайского клана происходит премьер, очевидно уже по названию его программы «три стрелы абэномики». Три стрелы — символ клана Мори, отсылка к легенде, что их самый успешный даймё Мори Мотонари собрал троих сыновей и предложил сломать одну стрелу — это было легко. Потом он предложил сломать сразу три стрелы, и это оказалось сложнее. Тогда Мотонари сказал, что сыновья должны держаться вместе, и врагам сложно будет одолеть их. Клан Мори — движущая сила революции Мэйдзи. По легенде, вассалы Мори спали ногами в сторону Эдо, символически попирая сёгуна. А на новый год вассалы Мори приходили поздравлять даймё и спрашивали: «Пора свергать сёгунат?», на что тот обычно отвечал: «Момент неподходящий».Джеймс Браун [252]
Рис. 1. Мори Мотонари с сыновьями. Памятник в Хаги.
В эпоху Эдо каждый 15-й день месяца, день Сэкигахары, был праздничным. Даймё, находившиеся в Эдо, приходили поздравлять сёгуна. Только одни даймё Мори не носили в этот день праздничную одежду — в их клане 15-й день считался несчастливым [82]. В Японии считается, что Мори отомстили сёгунам за Сэкигахару, потому что их обманули и обобрали. «Было десять провинций, осталось две», — констатировал Мори Тэрумото в письме к кузену Хидэмото от 1600 г. Эти же чувства передают зрителям через массовую культуру. Рупор правительства, государственный канал NHK, существует на специальный взнос с населения: каждый житель Японии, у которого есть аппаратура, способная ловить телевизионный канал, обязывается заключить контракт с NHK [290] и оплачивать съемки тех самых назидательных сериалов, в которых Хидэёси обязательно сходит с ума. Экспорт массовой культуры способствует убеждению неяпонских зрителей, что восхвалять и бичевать 400-летние политические трупы — насущное, актуальное и необходимое дело. Убеждение ведется прежде всего драматургическими средствами. В XVII веке иезуиты заказывали европейским драматургам пьесы о доблестных самураях-христианах. Главными героями были Хосокава Грация, Кониси Юкинага, Тоётоми Хидэёри — Лопе де Вега изобразил его тоже христианином [145, с. 234]. Сейчас муниципалитет японского города обращается к NHK с предложением снять сериал про даймё, который там правил — это государственная кампания для привлечения туристов [188]. К сериалу приурочиваются манга и научные монографии, шоу для туристов и выпуск сувениров. В Японии есть публицистическое клише, что Сэкигахара — это не про военное дело, это про людскую психологию: даймё воевали из личной неприязни. Зарубежные авторы выбрасывают лишних персонажей, исходя из предпосылки, что читателю неинтересно, как самураи жили, воевали и правили — читателю интересны стереотипы и обличения. Эта литература целиком и полностью направлена на некритичное эмоциональное восприятие и исчерпывающе описывается одной фразой: «Я люблю вождя, я осуждаю его врагов». Мы в этой книге займемся именно расследованием, а не раздачей моральных оценок. Многие авторы описывают Сэкигахару в рамках идеологии
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (128) »
Последние комментарии
4 часов 52 минут назад
5 часов 33 минут назад
5 часов 34 минут назад
7 часов 33 минут назад
13 часов 39 минут назад
13 часов 51 минут назад