Основы философии. Учебное пособие [Виктор Гаврилович Лёвин] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

духовного роста личности. Она удовлетворяет потребности человека в осмыслении тайн мироздания, судеб человечества, возможностей самоусовершенствования, в постижении смысла собственной жизни, в поиске счастья, добра, красоты, истины.

Применительно к развитию личности инженера философское образование представляет необходимую предпосылку возвышения меры ответственности и степени творческой направленности инженерной деятельности. Оно призвано выработать у студентов технического вуза глубокое понимание места и роли инженера в решении кардинальных проблем современного социального прогресса.

Овладение философией и возникновение философских представлений означают достижение высокой ступени развития духовных способностей человека. В известном смысле философия указывает на стремление и приближение человека и человечества к мудрости. Напомним, что слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух слов: «филео» - люблю, «софия» - мудрость. Но что значит «быть мудрым»?

Это значит, во-первых, постичь глубинные основы бытия, понять, что такое человек, человечество, что такое мир в целом, каковы всеобщие законы его бытия и развития. Во-вторых, понять высший смысл жизни человека, осознать, куда идет история человечества, каковы судьбы стран, народов, цивилизации. В-третьих, определить свое достойное место в жизни, в борьбе за высокие цели и идеалы.

Мудрость, таким образом, предполагает выработку целостного понимания людьми мира и своего места в нем, требует самоопределения человека в мире. Подобное понимание вырабатывается на высших этажах человеческого сознания и имеет прямое отношение к формированию мировоззрения. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, выбор жизненной позиции, программ поведения и действий. Необходимо отметить, что мировоззрение может иметь две основные формы.

1. Жизненно-практическое мировоззрение формируется стихийно на базе здравого смысла людей и их повседневного опыта. К этой форме мировоззрения относится система жизненных взглядов и убеждений, складывающаяся, например, в определенной профессиональной среде: в среде ученых, инженеров, крестьян, служащих и т.д. Такое мировоззрение зачастую опирается на убедительный жизненный опыт и солидные знания. Но его культурный запас ограничен: оно чаще всего некритично осмысливает общие тенденции социального развития, не отличается системностью.

2. Теоретизированное мировоззрение вырабатывается путем систематической реализации познавательных и ценностных принципов, четко соотносит эти принципы со средствами и характером деятельности людей. Такой формой мировоззрения является философия. Подчеркнем, что понятие «философия» является более узким по содержанию, нежели понятие «мировоззрение». В мировоззрение, вообще говоря, входят как интеллектуальная, так и эмоциональная составляющие. В нем есть два слоя: миропонимание и мироощущение. Философия тяготеет к интеллектуальному слою мировоззренческого сознания. По своему характеру философия есть теоретическое исследование. Она рафинирует, интеллектуализирует мировоззрение.

Философия опирается на понятийное мышление и логические способы организации общих идей и представлений о мире, человеке, возможностях человека познать и преобразовать мир и самого человека.

Для более точного определения философии важно соотнести ее с преобразованием социально-исторических типов мировоззрения.

Исторически первым типом мировоззрения справедливо считается мифологическое сознание, доминировавшее в эпоху первобытнообщинных отношений между людьми. Мифологическое сознание характеризуется слитностью мировосприятия, мироощущения и миропонимания. Его интеллектуальное содержание неразрывно сопряжено с метафоричностью, поэтикой языка. В нем сближаются и часто не различаются явления природы и культуры, одухотворяется природа, придается большое значение символике жизненных явлений, сквозь которую люди стремились постичь единство настоящего, прошлого и будущего, смоделировать связь естественного и сверхъестественного и т.д. Мифы закрепляли систему ценностей для данной общности людей, поощряли или осуждали определенные типы поведения, предсказывали судьбу рода, искали ответы на тайны творения вещей и людей и т.п.

С исчезновением с исторической арены первобытных форм общественной жизни ведущая роль мифологического типа мировоззрения угасает. Но потребность в мировоззренческом сознании не исчезает. Эта потребность стала удовлетворяться как на путях развития религиозного сознания, так и с помощью философии.

Характеризуя религиозное мировоззрение, следует учитывать, что его основу составляет вера в существование сверхъестественного мира и в