Карл Маркс и большие данные [Виталий Анатольевич Мальцев] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

интересна максимально широкой аудитории, размышляющей о возможных направлениях развития современного мира. Благо, автор взял на вооружение принцип, ставший популярным благодаря Стивену Хокингу, и в своей работе избегает избыточных обращений к сугубо профессиональной терминологии и сухим академическим формулировкам. Вместо этого автор предпочитает для иллюстрации идей прибегать к явлениям современной культуры. И это весьма похвально. Ведь если несколько утрировать, то «Карл Маркс...» - это как бы аналоговое исследование. И потому заслуживает серьёзного подхода к заключённым в нем идеям. Подобный приём делает текст увлекательным и предельно доступным для усвоения любым читателем.

За основу методологии исследования автором взяты прошедшие проверку временем и практикой диалектические методы классического марксизма. И потому утверждения в работе предельно выверены, а рассуждения, симуляции и экстраполяции, приземлённые в смысле своей укоренённости в объективных обстоятельствах сегодняшнего дня, выстроены в форме последовательного разностороннего их рассмотрения. Ответ на злободневные вопросы предлагается искать в области взаимоотношений социальных классов, анализе современного капитализма, а главное - существующих ему альтернативах.

Конечно, Карл Маркс в некотором смысле использовал «большие данные». И название книги - это не только дань Марксу-ученому, чья теория помогает предвидеть будущее и изменять настоящее. Причем, как показывает автор, с этим у Маркса все в порядке не только в XIX и ХХ, но и в XXI веке. Вопрос альтернативы капитализму, или точнее тому, во что он превратился в XXI веке, остается весьма злободневным.

Рассматривая с марксистских позиций всевозможные модные рассуждения о «посткапитализме», новых технологических укладах, «цифровизации», автор как бы надсмехается над всеми насмешками всевозможных либеральных пропагандистов по поводу того, что мол, классики марксизма несколько поспешили с вынесением смертного приговора капитализму...

Напомню, в «Капитале» у Маркса выведена одна из ключевых закономерностей: в процессе капиталистического накопления норма прибыли (и ссудный процент как основная форма прибыли) будет неумолимо понижаться. И это неизбежно приведет к «смерти» капитализма.

И вот спустя 100 лет после ленинского «Империализма, как высшей стадии капитализма», наступило не просто неумолимое понижение нормы прибыли - в банковскую ской сфере уже несколько лет фиксируются отрицательные ставки. Уже Яков Ротшильд, президент и основной акционер инвестиционного фонда RIT Capital Partners, предупреждает, что в ближайшие годы главной целью бизнеса будет не приращение капитала, а его сохранение. Но Ротшильду, видимо, недосуг перечитать «Капитал», в котором классик формулирует закон - тенденцию нормы прибыли к понижению.

Итак, капитализм стал планетарным явлением. На Луну и Марс капитализм пока не перенесся. Поэтому совокупный капитал уже увеличиваться не может, поскольку реальный рост ВВП закончился. Началось жестокое время «черного передела» остатков капитала. Уже определены первые санкционные жертвы, на очереди обладатели 13 трлн долларов вкладов в офшорах, «неправильные» капиталисты из России, арабского мира, африканских стран и азиатских «тигров» и пр.

Итак, «самовозрастание» капитала закончилось. «Цифра» и виртуализация финансов его не спасают. Началось его «убывание». А ведь классики марксизма даже не представляли себе, что ссудный процент может опуститься ниже нуля. Могут возразить: отрицательные ссудные ставки пока лишь в цитадели капиталократии - у стран «золотого миллиарда», и странам периферии не дают их опускать... Но это временно, пока идет переток капиталов с периферии в центр.

Да, изворотливость капитализма, капиталократии - этих хозяев печатного станка «фантиков» и всевозможных электронных симулякров - не знает границ. Уничтожив мировую систему социализма, Капитал приступает к уничтожению самого себя. Вспомним фактическую отмену «священного права частной собственности», происшедшую в ходе кризисов последних лет. Она проявилась и как экспроприация вкладов на Кипре у «неправильных» капиталистов, и как отказ банков от тайны вкладов под угрозами санкций от Минфина и Госдепа США. Капиталократия стремится сохранить власть над человечеством, теперь уже для руководства выстраиваемой ею глобальной распределительной системой, где «цифра», виртуальные деньги - это не средство обмена, а основа ценности всего - и материального, и духовного.

Ради своего выживания капиталократия, исчерпав глобально-территориальные пределы экспансии после краха мировой системы социализма, пытается сделать рыночными вроде бы совсем не рыночные сферы, в том числе духовное производство.

Основа капиталократии есть виртуализация финансов, их отвязка как от золотого эквивалента, так и от реального производства. Произвольно производимые капиталократией или