Сила, Свобода и Благодать [Дипак Чопра] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Вселенной. Обладая этой связью, ты чувствуешь, что можешь сделать все, что пожелаешь.

2. Кто я?


Все-лен-на-я: совокупность всех существующих в мире вещей. Одна песнь[1].


Согласно веданте, существует всего лишь пять причин человеческих страданий.

Первая: незнание того, кто мы есть.

Вторая: отождествление себя со своим эго, или образом себя.

Третья: привязанность к преходящим и нереальным вещам.

Четвертая: страх перед преходящими и нереальными вещами.

Пятая: страх перед смертью.

Веданта утверждает, что все пять причин страдания сводятся к первой: незнанию того, кто мы есть. Ответив на вопрос «Кто я?», мы получим ответы и на остальные вопросы: «Откуда я? В чем смысл и цель моей жизни? Куда я отправлюсь после смерти?» Между тем если кто-то спросит: «Кто ты?» — ты, скорее всего, ответишь: «Меня зовут так-то. Я американец (или русский). Я президент такой-то компании». Во всех этих ответах речь идет о твоем образе себя или о твоем отношении к внешним объектам — имени, происхождению, положению в обществе. Такая идентификация с образом себя или с объектами внешнего опыта называется направленностью на объект.

Кроме того, можно отождествлять себя с телом. Тогда ты говоришь: «Вот мое тело. Этот мешок с мясом и костями и есть я». Но тут возникает новый вопрос: «Что такое тело и почему ты называешь его своим?» Тело, которое ты называешь своим, на самом деле представляет собой самое обычное сырье Вселенной: земля, вода и воздух. Из того же сырья состоит и дерево за окном. Почему тело ты называешь своим, а звезды, Луну и дерево за окном — нет? Конечно, тело ближе к тебе, но это обстоятельство лишь предполагает, что ты знаешь, где физически расположено твое Я (или то, что ты считаешь своим Я).

Многим людям почему-то кажется, что их Я — заключенное в плоть осознание — находится где-то в голове. Другие полагают, что оно расположено в районе сердца или солнечного сплетения. Однако ученые пока не сумели экспериментально обнаружить центр осознания в какой-либо определенной точке пространства или времени.

Интересную идею высказывает ведическая наука, а также иудейская Каббала: центр нашего осознания — это центр всего пространства и времени. Он — везде и в то же время нигде. Но давай на миг предположим, что твое осознание действительно расположено там, где ты пребываешь физически. Если Вселенная бесконечна во всех измерениях — а физики ныне говорят именно так, — значит, бесконечность простирается во все стороны от места, где ты находишься. Тыцентр Вселенной. Но то же самое можно сказать и обо мне, ибо бесконечность расходится во все стороны от места, где нахожусь я. Бесконечность также простирается во всех направлениях от любого китайца, сибирского волка или африканского дерева. На самом деле, я нахожусь здесь, но в то же время и везде, поскольку «здесь» — это «там» по отношению к любой другой точке пространства. Ты «там», но ты также и везде, ибо «там» — это везде и нигде конкретно.

Иными словами, положение в пространстве — это вопрос восприятия. Когда мы говорим, что Луна находится близко, а Солнце далеко, это верно только с нашей точки зрения. На самом деле, нет ни верха, ни низа, ни севера, ни юга, ни запада, ни востока, ни «здесь», ни «там». Это всего лишь точки отсчета, которые мы используем для своего удобства. Всё в Космосе не локализировано — иными словами, мы не можем ограничить ни один предмет такими понятиями, как «здесь», «там» или «где бы то ни было».

Однако мои глаза свидетельствуют совершенно о другом. Я здесь, а ты там, где ты есть. Тогда, возможно, нам не следует слишком доверять своим органам чувств. Мои глаза свидетельствуют, что Земля плоская, однако ныне в это уже никто не верит. Органы чувств говорят, что почва, на которой я стою, неподвижна, но научные исследования показали, что Земля вертится вокруг своей оси и мчится сквозь космическое пространство со скоростью тысяч миль в час. Органы чувств говорят мне, что окружающие объекты плотные и сплошные, но и это не так. Нам известно, что все предметы состоят из атомов, а те, в свою очередь, — из элементарных частиц, которые отделены друг от друга огромными расстояниями пустого пространства.

Наш опыт материального мира — не более чем предрассудок, развившийся вследствие человеческой привычки доверять своим органам чувств. Вселенная на самом деле представляет собой хаотический энергетический суп; мы потребляем этот суп своими органами чувств, а затем при помощи сознания перевариваем его в материальную реальность. Органы чувств превращают невесомую энергию в звук и вибрацию, форму и плотность, текстуру и цвет, вкус и аромат. И на основании собственной интерпретации этого энергетического супа мы структурируем свою реальность и формируем чувственный опыт. В большинстве случаев мы осуществляем такую интерпретацию неосознанно, в соответствии с