Луна. Главная тайна романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» [Олег Владимирович Ермаков] (pdf) читать постранично, страница - 4

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

“наслаждаться голым светом”, поэтому он глуп, по выражению Воланда. Обращаясь к
солнцу как к Богу в сцене казни учителя, обещая людям возможность “смотреть
на солнце сквозь прозрачный кристалл”, Левий демонстрирует неспособность
к восприятию диалектических противоречий и претендует на обладание Истиной, тогда как
цель Иешуа — ее поиск. В силу фанатизма и ограниченности Левий в своих записях искажает
слова Га-Ноцри, то есть распространяет лжеистины. Не случайно бывший сборщик
податей появляется перед Воландом на каменной террасе в тот момент, когда
зажглось “изломанное ослепительное солнце”.
Так же как Иешуа, который не является воплощением Абсолюта, Воланд не только “дух зла и
повелитель теней”. Он олицетворяет начало, гармонизирующее крайности, в его “ведомство”
входят и свет и тьма, причем сам он не склоняется ни к одному из полюсов. Уже внешний облик
Воланда рисуется Булгаковым с явной целью подчеркнуть диалектическое единство
противоположностей. Правый глаз сатаны — “с золотою искрой на дне”, а левый — “пустой и
черный... как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней”. “Золотая искра” прямо
ассоциируется с солнечным светом: в сцене на каменной террасе глаз Воланда горел точно так
же, как солнце в окнах домов, “хотя Воланд был спиною к закату”. Тьма сочетается в этом
образе и с ночным светом: в финале повод коня сатаны — лунные цепочки, шпоры всадника —
звезды, а сам конь — глыба мрака. Такое изображение дьявола указывает на близость
воззрений Булгакова к дуализму, признающему сотрудничество Бога и сатаны, что отличается
от концепции официального христианства о непримиримой борьбе двух начал.

7

Явственно соотносится с луной главная героиня романа. “Светлая королева Марго” возникает в
потоке разлившейся лунной реки в снах Понырева. С желтыми цветами на черном фоне пальто
она появляется в воспоминаниях Мастера, когда тот видит золотую луну на ночном небе. Даже
имя героини ассоциируется с лунным светом: Маргарита означает “жемчужина”, цвет которой
серебристый, матово-белый. С луной связаны все похождения Маргариты в образе ведьмы,
лунный свет ее приятно согревает. Непрекращающийся поиск — вначале настоящей любви,
затем — потерянного возлюбленного — равноценен поиску Истины. Значит,
Любовь открывает Знание, лежащее за пределами земной реальности.
Это знание скрыто от большинства жителей Москвы и Ершалаима. Луны они не видят.
Оба города ночью залиты искусственным освещением. Горят фонари на Арбате, сияет
электричеством бессонный этаж одного из московских учреждений, спорят с луной
два огромных пятисвечья над ершалаимским храмом. Это верный знак того,
что ни Иешуа, ни Мастер не могут быть поняты своим окружением.
Реакция персонажа на лунный свет выявляет наличие у него души и совести. Понтий Пилат
выстрадал возможность пойти по лунной дороге, искупив свой грех веками душевных терзаний.
Нестерпимая тоска, вызванная неясной самому прокуратору мыслью о бессмертии, связана с
раскаянием и чувством вины, не уменьшенными светом двенадцати тысяч лун. Бессовестный
Иуда из искусственно освещенного Ершалаима попадает под тень деревьев, где получает
заслуженную кару, так и не оставшись наедине с луной, не задумавшись о совершенном
предательстве. Не понимает знаков, посылаемых позлащенной луной, Берлиоз, у которого нет
души, потому что нет веры. Раздумья о жизни к поэту Рюхину приходят в час начинающегося
рассвета, когда ни луны, ни солнца на небе нет. Не тронутые смыслом и не согретые чувством
стихи Рю-хина бездарны. Вне философской символики света находится бесстрашный воин Марк
Крысобой. Он не страдает от жары, при первом появлении закрывает собой солнце, факел в
его руках перебивает свет луны, которую ищет глазами измученный прокуратор. Это живой
автомат, находящийся вне сферы действия природных сил, подчиняющийся только приказу,
заслоняющему Истину. Жалкими жертвами луны становятся те, чья жизнь пуста и
бессмысленна: плачет в полнолуние Жорж Бенгальский,
напивается “до
ужаса” в компании только “с полной луной” Никанор
Иванович Босой, нелепо ведет себя Николай Иванович.
Таким образом, используя символику лунного света, Булгаков углубляет
характеристику персонажей, проясняет авторское отношение к героям,
облегчает читателю постижение философского смысла произведения.

8

Ермаков Олег Владимирович ● Oleg V. Yermakov
Биографическая справка ● Biographical information
Родился в 1961 году в г. Мичуринске Тамбовской области (Россия), там же окончил среднюю школу. В школьные годы —
победитель VII Всесоюзного конкурса школьных сочинений в жанре очерка (1975). Окончил Киевский государственный
университет им. Т.Г. Шевченко по специальности «химия» (1983). Около 10 лет работал в химической отрасли Украины,
далее — в журналистике, пройдя путь от репортера до главного редактора всеукраинского журнала. Автор