Возникновение религии и веры в бога [Василий Иванович Прокофьев] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

никакая совместная деятельность людей, следовательно, немыслимо самое существование и развитие человеческого общества.

Труд и речь в свою очередь развивали человеческий мозг, человеческое мышление, сознание. Решающую роль в этом процессе, длившемся многие тысячелетия, играло производство пищи и других материальных благ, необходимых для того, чтобы общество могло существовать и развиваться.

«Сначала труд, — писал Энгельс, — а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг…»[2].

Наука, с достаточной полнотой восстанавливая образ жизни самых древних людей, не обнаружила у них никаких следов религии. Ученые установили, что в очень отдаленную эпоху не было ни городов, ни сел и люди жили очень примитивно. Человек одевался в звериные шкуры, не имел иного приюта, кроме пещер, иного оружия, кроме палки и камней. Ценою долгой, многовековой борьбы и труда удалось человеку приручить некоторых животных, научиться добывать огонь. Люди начали свою историю не с религиозных представлений, а с добывания средств существования.

Религиозные представления возникли лишь тогда, когда человек в своем развитии достиг определенного уровня, когда он оказался в состоянии задумываться над явлениями природы, придумывать им объяснения. Чем больше люди учились изменять природу, тем быстрее развивалось их сознание. Выработать хотя бы фантастическое представление о мире люди смогли лишь тогда, когда само их сознание уже было способно к образованию более или менее сложных представлений и понятий. От своих животных-предков древнейшие люди не могли унаследовать никаких «религиозных чувств», никакой религии.

Не только у ископаемых человекообразных обезьян — наших предков, но и у древнейших людей мозг не был еще достаточно развит, чтобы могла появиться религия. «Вера, — говорил наш великий ученый И. П. Павлов великому нашему писателю А. М. Горькому, — есть тоже нечто, подлежащее изучению: она развивается из отвлеченных понятий, т. е. из работы мозга» (газета «Известия» 1935, № 53).

Для того чтобы появилась вера в сверхъестественные силы и существа, необходимо было, чтобы первобытный человек в процессе труда приобрел способность мыслить понятиями, развил воображение.

Почему же человек не сразу стал правильно объяснять явления природы, почему первые представления о природе оказались у него извращенными, фантастическими? Извращенное объяснение природы возникло вследствие того, что знания человека были в те времена весьма ограниченными, а его власть над природой ничтожна. Разумеется, чем больше развивалось мышление человека, чем больше расширялись его знания о природе, тем больше он подчинял себе ее силы. Таким образом, чем больше развивалась подлинная наука, тем меньше места оставалось в голове человека для фантастического, религиозного объяснения мира. Напрасно защитники религии толкуют о том, будто религиозные взгляды извечно присущи человеческому сознанию. Как видим, религиозные взгляды могли возникнуть только на относительно высокой ступени развития речи и мышления человека. Религия возникла лишь на определенной ступени исторического развития.

Когда же и при каких исторических условиях зародилась религия и почему она, несмотря на высокий уровень науки, техники, культуры, дожила до наших дней?

Человек появился на Земле около миллиона лет тому назад. Из этого миллиона по крайней мере 900 тысяч лет люди не знали никакой религии. Можно считать, что зачаточные формы религии возникли приблизительно 100 тысяч лет тому назад, а современные религии (христианство, ислам, буддизм и другие) существуют не более 2–3 тысяч лет.

Религия зародилась в условиях первобытно-общинного родового строя, основанного на самых примитивных орудиях труда — острые камни, палки. При наличии такой «техники» человек не мог добывать средства существования в одиночку. Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбы, построить жилище, люди вынуждены были работать сообща, если они не хотели умереть голодной смертью, стать жертвой хищных животных или нападения врагов.

В силу примитивности орудий труда необходим был общий труд всех членов общины, а общий труд вел к общей собственности на средства производства и на продукты производства. При общественном производстве и уравнительном распределении человек спасался от голодной смерти тем, что, несмотря на неудачу на охоте, он наряду со всеми занимал место подле огня, на котором готовили пищу, и получал часть общей добычи. Более удачливые охотники протягивали ему куски мяса, которые он принимал без какой-либо признательности. Скудость существования вынуждала первобытных людей твердо держаться уравнительности в распределении, так как всякий мог оказаться в положении неудачливого охотника.

Общая собственность на имущество и совместное потребление всего