Критический словарь психоанализа [Чарльз Райкрофт] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

обозначения одной из форм сексуальной перверсии, был заимствован Фрейдом для описания целого ряда феноменов, касающихся отношения человека к себе, и позднее вошел в повседневный язык как уничижительное понятие. Краткий Оксфордский Словарь дает ему такое определение: «сущ. (психоанал.). Тенденция к самопоклонению; поглощенность своим личным совершенством». Любой человек, читая психоаналитическую литературу и имея в голове это определение, вскоре почувствует трудности, поскольку столкнется со ссылками на нарциссические раны, травмы, идентификации, истощение и обеспечение, которые явно имеют мало общего (если имеют вообще) с самопоклонением; он обнаружит также различия между первичным и вторичным нарциссизмом, между нарциссизмом здоровым и защитным, и все это не имеет никакого отношения к моральным суждениям.

2. Определения ряда специальных медицинских терминов, которые, по изложенным выше причинам, психоаналитики используют без объяснения.

3. Определения юнгианских терминов. Поскольку автор страдает достаточно распространенным органическим дефектом – неспособностью понимать работы Юнга – то, как кажется, будет более справедливо по отношению к читателю и к самому Юнгу обратиться к книге Е.А. Беннета «Что сказал Юнг на самом деле» (E.A. Bennet What Jung Really Said), чем изощряться самому. Беннет был близким другом Юнга, и его книга разъясняет идеи Юнга ясно и просто – настолько ясно и просто, что читателю остается только гадать, почему вообще творчество Юнга считалось мистическим и непонятным.

4. Определения и описания основных экзистенциальных понятий. Они включены по ряду соображений. Во-первых, работы Сартра, Р.Д. Леинга и Ролло Мейя в последние годы вызывали значительный интерес и дискуссии, как среди широкой публики, так и среди профессиональных психотерапевтов. Во-вторых, многие критические замечания и сомнения относительно ценности ряда основных положений Фрейда, прозвучавшие внутри фрейдовской паствы, являются преимущественно экзистенциальными по своей природе. Здесь я имею в виду именно те сомнения, которые были высказаны Зацем, Хоумом, Ломасом, мною и другими относительно обоснованности каузально-детерминистских положений теории Фрейда: возможно ли, в самом деле, считать, что человеческое поведение обусловлено теми же причинами, что и физические явления, или полагать, что личность можно действительно рассматривать как итог событий, случившихся в детстве. В-третьих, экзистенциальная критика психоанализа Фрейда, в общем, ведется профессионально, и теми людьми, которые понимают природу психотерапевтических отношений и воспринимают субъективные явления и страдания вполне серьезно. В результате это представляет большую проблему, нежели критицизм Айзенка и поведенческих терапевтов, стоящих на позициях теории научения, где речь идет об устранении психики из психологии и о попытках понять человеческую природу путем ее дегуманизации.

5. Определения ряда биологических понятий, необходимых для того, чтобы разобраться во взглядах Фрейда на инстинкт и эволюцию.

6. Определения ряда антропологических понятий, необходимых, чтобы сопровождать Фрейда во время его умозрительных путешествий в эту область.

Теперь, когда читатель получил краткое представление о сфере охвата и целях настоящего словаря, необходимо указать на некоторые камни преткновения и ловушки, расставленные на пути тех, кто хочет понять, что же такое психоанализ. Должен признаться, что в психоаналитической литературе есть нечто сбивающее с топку, и многие, отважившись на ее изучение, неоднократно терялись и приходили в замешательство. Этому, полагаю, есть три главных причины, которые я и рассмотрю ниже под заголовками «лингвистика», «разногласия» и «источники».

А

АБСТИНЕНЦИЯ (abstinence) Одним из принципов психоаналитической техники является так называемый принцип, или ПРАВИЛО АБСТИНЕНЦИЙ. Хотя неясно, от чего необходимо пациенту воздерживаться. Выражение Фрейда (Freud, 1915) «Лечение должно проводиться в условиях абстиненции» подразумевает именно то, что «техника психоанализа требует от врача отказывать пациентке, жаждущей любви, в удовлетворении ее требований». Другое, почти идентичное, выражение Фрейда (Freud, 1919) требует не допускать того, чтобы пациент освобождался от своих страданий слишком быстро. «Если вследствие работы с отдельными симптомами они утратили свою значимость и страдание пациента уменьшилось, мы должны воссоздать его где-то в другом месте в виде ощутимого лишения; в противном случае мы подвергнемся опасности никогда не достичь улучшений, кроме разве что совсем незначительных и временных». Идея о том, что половое воздержание само по себе вызывает ТРЕВОГУ и НЕВРОЗ, встречается только в наиболее ранних работах Фрейда.

АВТОНОМИЯ И ГЕТЕРОНОМИЯ (autonomy and heteronomy) Сделанное Пиаже разграничение между гетерономией детей и автономией взрослых в психоанализе основывается на контрасте между