С гармонью - в XXI век! [Виталий Абрамович Вольфович] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

докторской диссертации «История гармонно-баянной культуры в России с 1800 до 1941 года» он пишет: «В начале XIX века (1802) в Петербурге, ранее, чем на Западе, уже известна гармоника. Идея создания инструментов с проскакивающими язычками из Петербурга дошла до Варшавы (1789), затем до Тулы, которая и стала центром организации массового отечественного производства «игральных планок» (1800—1820-е годы) и гармоник (1830). Главными же пунктами коммерческого распространения инструментов становятся Тула и Нижний Новгород. По принципу звукоизвлечения появившаяся гармоника была уже инструментом не новым».

Другой исследователь М. Имханицкий в книге «У истоков русской народной оркестровой культуры» отмечает: «...известный историк литературы академик В.Н. Веселовский в своей монографии о поэте В.А. Жуковском писал об исполнении в России на гармонике русских народных песен еще в 1802 году. Этим сведениям можно вполне доверять, если учесть, что основной принцип ручной гармоники — звукообразование с помощью проскакивающего в особой рамке металлического язычка и нагнетания воздуха складчатой меховой камерой («мехом») — использовался в русских органах-портативах еще в XVIII столетии (Исполнитель держал орган-портатив на колене или носил на ремне через плечо, играя правой рукой на клавиатуре, а левой накачивая мех)».

По всей вероятности, все так и было. Просто в конце XVIII — начале XIX века гармоника не пользовалась большой популярностью в России. Она пришла в нашу страну вместе с европейскими инструментами уже в 30-е годы XIX века.

О стремительности распространения гармоники в России в XIX веке известный российский ученый Игорь Мациевский пишет так: «Завоевав со второй четверти XIX века постепенно огромную территорию и столкнувшись с разнообразными музыкальными культурами, сама гармоника претерпела различные изменения и образовала различные местные разновидности («вятку», «бологовку», «тальянку», «венку» и пр.). Однако, адаптируясь в местной среде, гармоника кардинально влияла на процесс унификации строя танцевальной и частушечной музыки различных регионов. Это привело к постепенному вытеснению местных форм инструмента и повсеместному распространению «хромки» и баяна-аккордеона. Мало того. Обладая мощным звучанием, баян и «хромка» составили серьезную конкуренцию отдельным традиционным инструментам, да и целым инструментальным ансамблям. Иногда они вливались в ансамбли, а иногда и вовсе вытесняли ансамбль как таковой. Приводимый ниже факт анекдотичен, но показателен в свете всего вышесказанного. Крестьянин Дид-Сеник из прикарпатского села Пнив сконструировал педальное приспособление, благодаря которому ему с помощью левой ноги удается играть на цимбалах по системе «бас-аккорд» (как на баяне), правой — на большом барабане и одновременно воспроизводить мелодическую партию на скрипке, заменяя, таким образом, традиционный ансамбль».

Говоря о музыкальной культуре Южного Урала, следует заметить, что она началась именно с народного творчества. В XVIII веке, когда закладывалось большинство уральских городов, скоморохи, щедрые на песни и танцы, принесли в эти края свое искусство. Они веселили народ, потешали его своим жизнерадостным творчеством. Происходило это в те времена, когда скоморохи подвергались гонениям: согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича всякая их деятельность запрещалась в государственном порядке, а народные музыкальные инструменты уничтожались. На следующий год вышел еще один царский указ, который обязывал следить за тем, чтобы люди «слушали бы церковного пения со страхом и со всяким благочестием, и от безмерного пьяного пития уклонялися, и были б в трезвости; скоморохов с домрами и гуслями, и с волынками, и со всякими играми, и ворожей, мужиков и баб к больным и ко младенцам в дом к себе не призывали... всяких бесовских игр не слушали и кулачных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качались, и на досках мужской и женский пол не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских не наряжали, и на свадьбах бесчинства и сквернословия не делали».

Изгнанные из центральных районов музыканты селились на окраинных землях России, и, в частности, на Урале. Именно здесь в конце XVIII века нашли рукописный сборник скоморошьих песен, автором которого считается Кирша Данилов. В музыкальной энциклопедии о нем сказано: «Кирилл Данилович — предполагаемый составитель первого сборника русских былин, певец-импровизатор северной (урало-сибирской) этнической школы, скоморох. Свой репертуар записал на горно-заводском Урале после 1742 года. Сборник представляет собой подлинные, часто уникальные записи русских былин, исторических, лирических песен, баллад, духовных стихов (всего 71 текст с нотами)».

Не случайно и то, что на Урале в конце XIX века была найдена и показана основателю Великорусского народного оркестра Василию Андрееву древняя балалайка, считавшаяся безвозвратно исчезнувшей.

Несмотря на все запреты, многие