Метадиалектика [Альберт Эйзенштейн] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

противоположностями.


3) Закон подчинения

Элементы структуры низшей степени развития находятся в подчинении структур высшей степени развития.

В этом пункте мы переосмысливаем старый «принцип системности» и «принцип причинности».


4) Закон подобия

Формы структур низшей степени развития и структур высшей степени развития стремятся к подобию.

В этом пункте мы переосмысливаем старый «закон отрицания отрицания». На наш взгляд, неудачный термин «отрицание» плохо объясняет «повторяемость» и «подражание» в процессе развития. В результате развития возможны отклонения от подобия, вызванные сильным взаимодействием, однако затем процесс развития возвращает структуру в состояние подобия, которое является для нее естественным.


5) Закон фрактальности

Развитие структур происходит периодично по фрактальной спирали.

В этом пункте мы переосмысливаем старый «принцип развития». Фракталы или фрактальные формы наблюдаются как в неживой, так и в живой природе. Однако это частный случай проявления фрактальности. Говоря же о фрактальности процесса развития, лучше проиллюстрировать его на примере. Представим траекторию развития Солнечной системы в виде диалектической спирали. Траектория развития планеты Земля зависит от нее, поэтому навивку траектории развития Земли правильнее произвести вокруг траектории развития солнечной системы, используя ее как кривую ось навивки. В результате получится «спираль на спирали» или фрактальная спираль. При этом спираль траектории развития Земли может служить осью навивки, например, для траектории развития человека и т.д.


6) Закон качества

Количественные изменения элементов материи, достигшие предела или меры, переходят в качественные изменения.

В этом пункте мы переосмысливаем старый «закон перехода количественных изменений в качественные».


7) Закон сохранения

Распад материальных структур не приводит к изчезновению элементов материи.

В этом пункте мы переосмысливаем старый «принцип историцизма». Когда говорят о диалектике, обычно представляют развитие только в положительном направлении. В то же время, распад материальных объектов и энтропия занимают достаточно значительное место в процессах развития, чтобы можно было это игнорировать.


Этот скромный труд автора не претендует на окончательные выводы касательно диалектики. Однако, хотелось бы надеяться, книга послужит некой отправной точкой для дальнейших исследований в данной области философии.