Портал litnet.com: литературная конвенция и авторские репутации [Анна Мурашова] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

исследования – портал litnet.com, предмет исследования – авторские репутации и литературная конвенция, складывающаяся на портале litnet.com.

Работа находится на стыке исследовательских оптик, поэтому методологической основой работы является комбинация методов социологии литературы, web studies (исследования веб-сайтов) как ответвление media studies (медиаисследований), теоретической поэтики и социокультурного подхода. С помощью социологии литературы мы опишем взаимодействия авторов и читателей портала и определим механизмы формирования литературной репутации. С помощью теоретической поэтики проанализируем жанровую специфику, с помощью методов web studies – структуру портала. Для описания litnet.com как социокультурного явления мы обратимся к работам Бориса Дубина, Адама Рейтблата, Роже Шартье о репутации и о роли книги в обществе и к работе Дженис Рэдуэй «Читая любовные романы: женщины, патриархат и популярное чтение». При описании конвенции, которую мы охарактеризуем как совокупность смыслов, через которую определяется художественное произведение, и которая складывающаяся из взаимодействий участников сообщества между собой, мы опираемся на Говарда Беккера и его работу Art Worlds.

Актуальность работы обусловлена отсутствием в русскоязычной научной среде исследований, посвященных описанию этого феномена.

Из зарубежных работ можно упомянуть такие работы, как Simon Carolan и Christine Evain «Self-publishing: Opportunities and threats in a new age of mass culture»5, Ann Haugland «Opening the gates: Print on-demand publishing as cultural production»6, Erin Carreiro, E. «Electronic Books: How Digital Devices and Supplementary New Technologies are Changing the Face of the Publishing Industry»7, Daniel Triassi «Considerations for Self-Publishing8»? магистерскую диссертацию Bryan Dollery «Self-publishing in the digital age. A qualitative study on the role of digital publishing platforms and their impact on literary pluralism»9 и монографию Timothy Laquintano Mass Authorship and the Rise of Self-Publishing10..

Litnet.com – явление совсем новое (площадка была запущена в 2015 году), поэтому отсутствие в русскоязычной литературе исследований именно этого феномена вполне объяснимо. Однако и исследования, посвященные русскому литературному интернету как социокультурному явлению, практически отсутствуют. Один из возможных подходов здесь – изучение читательских сообществ и их связи с особенностями восприятия литературы. Эти исследования базируются на теориях рецептивной эстетики (Вольфганг Изер, Ганс Роберт Яусс), а также на социально-антропологических исследованиях читательских практик, таких, как исследования Евгения Добренко «Формовка советского читателя», Адама Рейтблата, Бориса Дубина. В западной литературе это, например, исследования Дженис Рэдуэй о практиках чтения любовных романов11. На материале интернет-практик, связанных с чтением – это, прежде всего, исследования Натальи Самутиной о фанфикшне12, а также исследования Евгении Вежлян о бытовании современной поэзии в сети13.

Второй возможный подход – изучение сетевой литературы с точки зрения теории текста. Исследователи этого направления оперируют терминами «сетература» и «электронная литература» и концентрируются на тех особенностях текста, которые обусловлены именно его электронной природой – гипертекст, интерактивность, визуальность, трансмедиальность и т.п.14. Обзор западных исследований этого направления есть, например, в статье Аманды Гулд «Эстетика и педагогика электронной литературы», опубликованной в 2012 году в НЛО, № 315.

Исследования массовой литературы касаются в основном произведений, опубликованных в традиционных издательствах. Здесь важно упомянуть Джона Кавелти «Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture», на русском языке публиковалась одна глава из этой работы под названием «Изучение литературных формул» в журнале НЛО в № 22, 1996 год. В России проблемой массовой литературы занимается Мария Черняк16.

Структура работы отвечает поставленным исследовательским задачам. В первой главе определяется место портала litnet.com в современной книжной культуре России и описывается устройство портала. Во второй главе анализируются механизмы взаимодействия авторов и читателей на портале и выявляются способы формирования авторской репутации, анализируются жанровая структура, представленность жанров и тексты, принадлежащие наиболее популярным жанрам, а также на основании всех проанализированных явлений описывается конвенция, которая складывается на портале litnet.com. В «Заключении» подводятся итоги исследования и намечаются пути дальнейшего развития темы.

При подготовке работы использовались следующие источники: интервью с авторами и читателями портала; записи в блогах, посвященные опыту пребывания на портале litnet.com в качестве автора или в качестве читателя;