Порядок и Несправедливость [Акылбек Даумшар] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

были первые годы независимости Казахстана. Когда инфляция в стране была галопирующая и честно заработанные деньги теряли свою ценность день ото дня.

В то время Алибек ещё учился в старших классах школы, но всю тяжесть 90-х ощущал на примере своей семьи, родных и близких. Массовое сокращение работников с градообразующих предприятий города и республики в целом, несвоевременная выплата пенсий и пособий, задержка в выплате зарплат в несколько месяцев привели к резкому обнищанию народа, всплеску преступности и массовому оттоку и миграции русских и немцев в Россию и Германию. Бывшая интеллигенция из врачей, учителей и учёных бросили свою работу и становились «челноками» и коммерсантами, привозившими свой товар из Китая и Алматы.

Алибеку, как и многим жителям Атырау, те тяжёлые годы дались нелегко, но многих спасала протекающая по городу река Урал. Выловленная из реки рыба круглый год помогала многим выжить в то не простое время. Зимой и ранней весной это была вобла вяленая и жареная, в весеннюю путину – красная рыба – севрюга и осётр, которая шла вверх по течению реки Урал и доходила до самого Уральска. Чёрную икру, как показывали в кинофильме «Белое солнце пустыни», действительно в те годы и ранее ели ложками, а после независимости Казахстана её становилось с каждым годом всё меньше и меньше, и с каждым годом цена на неё росла, и сейчас в самом Атырау стала деликатесом и была не по карману многим жителям.

Атырау считалась неформально нефтяной и икорной столицей Казахстана. Город, в который в поисках работы и лучшей жизни приезжают со всего Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Край, породивший много известных исторических личностей таких как Султан Бейбарыс, Махамбет, Исатай, Курмангазы, Дина Нурпеисова.

Атырау – центр области. Был основан как рыбацкий поселок в устье реки Урал в 1640 году русским купцом Гурием, впоследствии названным его именем. Вплоть до октябрьской революции 1917 года город Гурьев был захолустным, грязным и маленьким городишкой с единственной отраслью хозяйств – рыболовством. Город расположен примерно в 30 км от Каспийского моря по обе стороны реки Урал и делится на Самарскую и Бухарскую стороны, соответственно на европейскую и азиатскую.

Старый город располагается на правом, европейском берегу реки Урал, в районе старого колхозного рынка. В облике этой части города немного сохранились следы прошлого – здесь ещё немало одноэтажных и деревянных домиков прежней застройки, но с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Ещё когда город именовался Гурьевым, местные казахи именовали его между собой Уйшыком, которое произошло от русского слова «Учуг» – приспособления для ловли красной рыбы, придуманное уральскими казаками.

Название Атырау дословно переводится как лагуна или дельта, разветвляющееся побережье большого моря, на котором появились заливы и острова, устья рек и мысы. Во время весенних паводков, когда река Урал выходила из своих берегов вплоть до самого Каспийского моря, река разливалась по всей степи и вплоть до середины лета образовывались затоны с водой вдоль берега Урала, где они мальчишками купались, так как вода там была стоячая, и она нагревалась быстрее Урала.

Побывавшему в первый раз в Атырау приезжему человеку, местные жители могут показаться немножко диковатыми и резкими в разговоре, но не надо этому удивляться: так принято в менталитете людей – говорить, не таясь прямо в лицо всё, что они думают о человеке. Серо-бурая почва Атырау, жёсткий и суровый климат отпечатался на жителях этого региона. Сильное региональное самосознание жителей Атырау, высокий протестный потенциал, многолетняя несправедливость в распределении доходов от добычи нефти – всё это уже фактически создавало предпосылки в сепаратизме. И это не случайно, ведь более половины коренных жителей относятся к воинственному роду Адай. Одними из последних адайцы признали Советскую власть, и в истории Казахстана сохранились летописи восстания адайцев против Советской власти. Да и сегодня адайцы борются за справедливость, не остаются равнодушными, ведут активный образ жизни.

И хотя Алибек не принадлежал к этому воинственному роду Адай, но он уважительно и с почтением относился к ним, так как у него было много знакомых и родственников из рода Адай, и тех, кого он знал лично, являлись теми, кого стоило бы уважать.

Среди местных атыраусцев есть одна особенность, которая отличала их от уральцев. Это то, что обычно при знакомстве многие спрашивают сперва о том, из какого он родового племени и лишь потом завязывают знакомство. Особенно это распространено среди старшего поколения, когда присутствуешь в гостях. А молодое поколение стало сейчас более коммуникабельным и этими вопросами не задаётся.

Боль и переживания за свою малую родину и привели Алибека в большую политику. Желание что-то изменить к лучшему в жизни людей и страны в