Альфред Великий, глашатай правды, создатель Англии [Беатрис Аделейд Ли] (fb2) читать постранично, страница - 2
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (149) »
Метлицкая 3. Ю., Карачинский А. Ю.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Достаточным оправданием для попытки добавить еще одну книгу к обширному перечню биографий короля Альфреда Великого служит тот факт, что эта тема по-прежнему важна и интересна. Из всех государственных деятелей прошлого Альфред с наибольшим основанием может быть причислен к национальным героям. Много поколений ученых изучали его жизнь и труды. Но возможности материала не были исчерпаны и изыскания последних лет существенно пополнили наши знания о великом короле. Источники IX века немногочисленны, и их свидетельства не всегда толкуются однозначно, поэтому в данном случае биографу особенно важно быть в курсе новых достижений в области истории и филологии. Современные исследования, в первую очередь работы профессора Либерманна, мистера Пламмера и мистера Стивенсона, прояснили многие детали, прежде остававшиеся непонятными, однако теперь встала задача объединить и изложить последовательно и сжато полученные ими результаты. Именно это я и постаралась сделать в своей книге. В то же время я опиралась непосредственно на все доступные нам свидетельства рассматриваемого периода, в особенности на произведения самого Альфреда. Основные источники IX века и сочинения более позднего времени, использованные при создании этой книги, приведены в списке литературы. Я хочу выразить глубокую признательность за помощь и полезные советы профессору Виноградову (профессору юриспруденции Оксфордского университета), мистеру Э. Тарло Лидсу (музей Ашмола, Оксфорд), мисс Эдит Уэрдейл (доктору философии из Сент-Хьюз Колледжа, Оксфорд), профессору Стентону (Юниверсити-Колледж, Рединг). Я хотела бы также поблагодарить Главу и членов Совета Корпус-Кристи Колледжа (Кембридж) за великодушное позволение воспроизвести в книге два портрета короля Альфреда из рукописи Мэтью Париса, хранящейся в их библиотеке.
Б. А. Ли Оксфорд, 1914
Глава I ЕВРОПА ДО АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО
«В год 849 от Рождества Христова свет забрезжил во тьме. Альфред, король английский, родился в королевском поместье [villa regia], называемом Ванетинг (Вантеж)». Историкам позднейших времен, как и раннесредневековому хронисту, написавшему эти слова, король Альфред представлялся одиноким светочем, воссиявшим в непроглядном мраке, феноменом, вызывающим скорее удивление, нежели желание его осмыслить. Девятый век, время окончательного развала империи Карла Великого и постоянных грабительских набегов норманнов, по общему признанию, числится среди «темных веков» средневековой истории. Эта эпоха не настолько далека от нас, чтобы обрести ореол благородства, который окружает классическое прошлое, и не настолько близка, чтобы попасть в сферу интересов современных политиков. На первый взгляд, все ее содержание представляет собой утомительный перечень непрерывных гражданских войн и викингских набегов, а ее духовная и интеллектуальная жизнь — причудливое сочетание детской доверчивости и грубого суеверия. В эти пустые, бесплодные годы, заполняющие промежуток между героическим веком Карла Великого и романтической эпохой крестовых походов, предшествующие славным дням империи и папства, расцвета монашества и становления феодализма, фигура Альфреда, идеального короля, возникает подобно светящемуся силуэту на сером фоне варварского невежества и жестокости. Но если присмотреться внимательней, мгла рассеивается и тьма озаряется мерцанием огней, словно летняя ночь, - 13 - полная неясных обещаний, намеков и робких движений жизни, хранящая память об ушедшем дне и грезящая о грядущем рассвете. Истинная значимость Средневековья состоит в том, что оно располагается «посередине». Расценивая его как пролог к историческому будущему, следует помнить, что узы преемственности связывают его также с «легендарным прошлым», от которого оно унаследовало высокий опыт эллинистической, латинской и иудейской традиций. Греческие искусство и философия, римская правовая практика и опыт государственного строительства, суровый монотеизм иудейского завета, с его жаром воинствующей веры и восточной цветистостью поэтических строк и пророчеств, внесли свой вклад в полученное Средневековьем наследие. Христианский мир строился на развалинах более древних цивилизаций. Его мыслители и писатели заимствовали идеи, приемы и
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (149) »
Последние комментарии
3 часов 1 минута назад
6 часов 43 минут назад
7 часов 4 минут назад
7 часов 58 минут назад
10 часов 56 минут назад
10 часов 58 минут назад