Цивилизации Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли. 2-е изд. [Аттилио Гаудио] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

выражением которых стал хариджизм» [с. 151].

Во времена крестьянских войн в Германии, а также восстаний альбигойцев и многих других социальных движений религиозная оболочка прикрывала сущность борьбы угнетенного населения против церкви и феодалов. Так и в Северной Африке хариджизм и другие подобные ему секты представляли собой борьбу берберов с завоевателями. Социальная сущность религиозных движений ускользнула от автора, увидевшего здесь всего лишь религиозные распри.

Эта поверхностность сказывается и в трактовке структуры племен, которые, по мнению А. Гаудио, имеют тот же характер, что и патриархальные семьи, что, конечно, неправильно.

Нет необходимости отмечать здесь другие небольшие погрешности, допущенные автором этой интересно и живо написанной книги. Можно лишь приветствовать ее издание на русском языке, делающее книгу доступной широким массам советских читателей. Главная цель труда А. Гаудио — показать многовековую историю народов Сахары в аспекте тех изменений, которые происходят в Африке в наши дни, — им достигнута[2].

Д. А. Ольдерогге

ВВЕДЕНИЕ

Развитие экономических и торговых отношений между странами, лежащими к северу и югу от Сахары, одна из главных целей независимых государств. Великая пустыня, которая так долго их разделяла, теперь связывает их друг с другом.

Сегодняшняя Сахара — не только нефть или железная руда, это прежде всего люди, которые работают и живут в изнуряющем климате, в очень тяжелых условиях. Среди них и благородные туареги, и гордые мавры, и мужественные регейбат, и гостеприимные шаамба, и труженики Суфа. Все они свободные люди, признающие лишь одну границу — небо. Значение таких слов, как «независимость» и «нация», им еще не совсем понятно. Их не коснулось неожиданное открытие нефтяных богатств, но и они стремятся к лучшей жизни. Перед правительствами молодых государств стоит задача — покончить с экономической изоляцией, голодом и нехваткой воды.

Л. Кэбот-Бриггз в своей работе «Современные расы пустыни Сахары» сравнивает экономическое и социальное положение туарегов с разрушающимся зданием, его слова звучат как призыв о помощи.

«Туарегская экономика, — пишет он, — покоилась на пяти столпах: центральный столп — кочевое скотоводство, а четыре угловых — поступления от земледелия, торговли, грабежа, а также пошлины за покровительство и проезд. Два последних столпа были повалены после европейского завоевания, а третий — торговля — пошатнулся; таким образом, крыша обвалилась в трех местах.

Все здание лежит в развалинах, а это означает, что тысячелетней культуре грозит исчезновение, что вместе с этим народом, который чувствует себя обреченным, уйдет и традиционный образ их жизни».

Вот этой-то потери общечеловеческого достояния и необходимо избежать.



Весной 1964 г. в Алжире Экономической комиссией по Африке при Организации Объединенных Наций была проведена сессия в присутствии представителей одиннадцати сахарских государств (Алжир, Арабская Республика Египет, Буркина Фасо, Камерун, Мавритания, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Тунис, Чад). Впервые обсуждался вопрос о всестороннем развитии экономики Сахары.

Спустя шесть месяцев был создан Координационный комитет по развитию транссахарских связей, в который вошли представители Алжира, Мали, Нигера и Туниса.

15 декабря 1965 г. Комитет сделал официальное заявление о том, что в результате его деятельности уже выработан проект, предусматривающий прокладку дороги, соединяющей Северную Африку с Нигером. Она пройдет через пустыню и будет иметь несколько ответвлений в сторону периферийных зон Северо-Западной Африки.

Это сообщение вызвало общее одобрение как правительственных кругов, так и экспертов тех стран, для которых строительство сахарской дорожной сети от берегов Средиземного моря до Центральной Африки откроет весьма заманчивые политические и экономические перспективы.

Следует заметить, что в прошлом эти области были процветающими исключительно благодаря перевозкам и торговле, которые осуществлялись по караванным путям, связывающим противоположные границы Сахары. Таким образом, проект отвечает национальному престижу стран, занимающих территорию Сахары, и дает надежду на возврат былого величия. Для них он означает возрождение выгодных торговых связей в интересах новой Африки.

Проект, долгое время представляющий собой только многотомное досье под названием «Средиземное море — Нигер», должен был наконец начать осуществляться после завершения работ Экономической комиссии ООН и ее Координационного комитета.

Собравшиеся в Алжире представители африканских государств изучали возможности постройки дороги, которая свяжет Северную Африку с Западной и Центральной. Кроме того, были достигнуты положительные результаты на