Будущее неизвестно [Александр Юрьевич Ефремов efremow] (fb2) читать постранично, страница - 136


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

только для осман. Под османами младотурки понимали и турков и армян и греков и прочие национальные меньшинства, но только если те откажутся от своего языка. Хотя вроде бы свободу веры пока предполагалось сохранить, а сами национальные меньшинства постепенно растворить в османском обществе. Впрочем, подобные ужимки насчет веры — это только пока. В общем, младотурки прямо на глазах перекрашивались в крайних консерваторов с людоедскими замашками.

Вопрос о возможном союзе православных христианских стран против Австро-Венгрии и Оттоманской Империи был очень непростым. Когда этот вопрос встал на повестку дня, князю Агреневу пришлось изучать нынешнее положение дел на Балканах. То есть Македонский вопрос. Вдумчивое ознакомление с этим вопросом стало для Александра настоящим откровением. Оказалось, что его понимание этой темы находится на крайне низком обывательском уровне. На самом деле дела на Балканах обстояли намного хуже и запутанней, чем принято было считать в русском обществе. Балканы оказались еще тем кублом змеюг, кусающих друг друга. Территориально греки в османской Македонии селились по побережью континента, а православные славяне в глубине территории. Большая часть Македонии была заселена славянами, которые причисляли себя к болгарам. Впрочем, греки так не считали. Они считали македонцев славянизированными греками, а территории, ими занятые, отнятой у Греции османами территорией. Подобная постановка вопроса Агренева весьма повеселила.

Болгары считали большую часть территории, заселенную македонцами своей. Ну, не сейчас, а в будущем. А язык, на котором говорила большая часть македонцев, просто разновидностью болгарского. С этим была категорически не согласна Сербия. На официальном уровне в Белграде было заявлено, что в Македонии проживают македонские славяне, которые на самом деле сербы, а потому им требуется автономия в Оттоманской Империи. Именно через это сербские власти собирались впоследствии предъявить собственные притязания на данную территорию. Причем похоже, что даже не все официальные сербские лица, которые это заявляли, в это верили. Но это же политика. Главное тут не то, веришь ли ты сам в то, что заявляешь, а совсем другое. Вообще Сербия давно желала получить выход к морю. В первую очередь она рассматривала этот вопрос через возможность захвата Адриатического побережья, населенного албанцами. Впрочем, через выдвинутую концепцию о македонских славянах сербы не прочь были получить выход и к Эгейскому морю в районе Саллоник. Вот только территории к югу от нынешнего государства Сербии и до территорий, где проживали македонцы, были заселены албанцами. Впрочем, этот момент сербов совершенно не смущал. В стране пропагандировалась идея Старой Сербии, которая гласила о том, что занятые ныне албанцами территории были покинуты сербами еще в 17-18-м веках в ходе противостояния Оттоманской Империи и Австро-Венгрии в тех районах. В какой-то степени это была правда. Вот только толку с нее. Даже в нынешних Косово и Метохии сербы находились в меньшинстве и к тому же в бесправном состоянии. Причем их количество на этих территориях постоянно сокращалось вследствии оттока православного населения в Сербию и по причине того, что их периодически резали албанцы. Сербия с некоторой помощью России финансировала сопротивление и партизанские отряды не только в Косово и Метохии, но и в Боснии и Герцеговине.

И греки и болгары открывали и финансировали в Македонии соответственно болгарские и греческие школы, количество которых уже превышало по семь сотен с каждой стороны. А национальные школы — это не просто язык. Это еще и мировозрение для детей, которые вскоре станут взрослыми. Кроме школ обе стороны организовали и финансировали собственные революционные организации в Македонии. А уже эти организации создавали партизанские отряды. Реально болгары и греки вели между собой тихую необъявленную войну на территории Оттоманской Империи. На границах районов проживания греки терроризировали славян и наоборот. А когда начиналось крупное восстание одной из национальных общин против осман, турки начинали с упоением резать и тех и других, включая в действие свои войска и местных башибузуков.

Албанцы, в свою очередь еще не так давно бывшие подручными османов, вообще постепенно расселились по так называемой Старой Сербии и уже считали эту землю своей. При этом они одновременно являлись инструментом давления на сербов как со стороны тюрков, так и со стороны Австро-Венгрии. Почти половина албанцев была христианами, а половина мусульманами. Из этой половины албанских христиан, католиков и православных было примерно поровну. И как раз католики и использовались Римским престолом и Веной против сербов. Впрочем, тамошние албанцы не стеснялись убивать и русских дипломатов, работавших в этих краях и встававших на защиту православных сербов. Так в Косовской Митривице был убит албанцами русский консул Григорий Щербина. Проснувшееся