Христос приземлился в Городне (Евангелие от Иуды) [Владимир Семенович Короткевич] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

укрепиться в стремлении, как сказал первый народный поэт Беларуси Янка Купала, «занять свой достойный посад меж народами».

Владимир Короткевич, опередивший в этом стремлении своё время и показавший нравственную роль исторической па­мяти, 6езоговорочно стал для читателя не только авторитетным знатоком истории, но и непревзойдённым мастером слова, вопло­тившим яркие образы национальных героев, радеющих за хлеб ду­ховный для собственного народа. Вот почему вместе с ним до сих пор продолжается восхождение к вершинам национального само­сознания всё новых и новых его читателей и почитателей.

Чтобы убедиться в сказанном, прочитайте хотя бы роман «Нельзя забыть» (1962) — первое произведение Владимира Ко­роткевича подобной направленности. Сам автор так оценил свое творение: «Произведение это — многоплановое, в определенной мере — экспериментальное. История здесь соседствует с современ­ностью, проза — с поэзией, лирика — с жизненным сухим реализ­мом. Такое соединение... было новизной в нашей литературе...».

Главный герой романа студент и поэт Андрей Гринкевич представитель согретого хрущевской оттепелью поколения ше­стидесятых годов прошлого столетия со всеми его земными за­ботами и устремлениями. Но он еще и духовный наследник того рода Гринкевичей, которому не чуждо было проявление любви к своему народу, готовность защищать его право на достойное место в человеческом сообществе всеми возможными способами. Потому и оказался один из предков Андрея в рядах повстанцев К. Калиновского, за что и был казнен.

Если до Короткевича многие белорусские писатели имен­но так и смотрели на место белоруса на земле — прежде всего, как хлебопашца, независимо от того ремесла, которое он реаль­но имел в руках (будь даже рабочим на заводе), полагая, что по своему происхождению, по сути характера, даже по своему мента­литету белорус — это исключительно хлебосей, то Владимир Се­мёнович со всей внутренней убеждённостью открывал нам облик доселе неведомого белоруса. Белоруса-интеллигента, человека со своим внутренним миром, своим миропониманием, способно­го осмысливать свою жизнь и жизнь своей Отчизны во взаимной связи с судьбой других народов, умеющего видеть не только пло­дородие земли, но и её красоту, удивляться не только зернистому колосу, но и голубым разливам васильков во ржи.

Это был образ, заставлявший читателя мыслить по-новому. В результате В. Короткевич основательно изменил доминировав­шие прежде представления о белорусах, начал утверждать новый взгляд на белорусский народ. Осознанно восприняв глубинные архетипы национального духа, писатель формировал у своих читателей новые мировоззренческие взгляды на белорусскую историю. Он целенаправленно возвращал из небытия лучшие традиции рыцарства и шляхты, не идеализируя и не абсолюти­зируя при этом поведение их носителей. Однако писатель хотел, чтобы мы, сегодняшние, поняли и осознали: кто был и остаётся в истории солью этой земли, кто творил её славу не только тем, что умело держал в руках косу и соху, но и возводил неповтори­мые по архитектурной выразительности замки, храмы, крепости, создавал художественные произведения высокого достоинства, делал смелые научные и технические открытия, в чьих жилах тек­ла голубая кровь и кто был истинным аристократом духа. А по­няв это, не стеснялись бы признавать свою историю равновели­кой другим странам, не уклонялись бы от своих национальных обязанностей перед родной землёй.

Впрочем, Андрей Гринкевич — тот, первый для Короткеви­ча герой-интеллигент из романа «Нельзя забыть», был вовсе не вы­думан автором. Оказалось, прадед писателя по материнской ли­нии Томаш Гриневич действительно командовал повстанческим отрядом у К. Калиновского, за что и получил «высшую награду» от усмирителя восстания Муравьёва.

Здесь, наверное, к месту будет напомнить штрихи биогра­фии писателя, чтобы глубже понять истоки и мотивы его твор­чества. Родился 26 ноября 1930 года в Орше, был третьим ребен­ком в интеллигентной семье. Мать еще до революции закончила Мариинскую гимназию, отец мог профессионально исполнять романсы. В домашней библиотеке родителей была широко пред­ставлена русская классика. Рано научившись читать, Володя уже в шесть лет написал свои первые стихотворения. Его сестра Ната­лья Кучковская вспоминала, как шестилетний Володя под впечат­лением сказок Корнея Чуковского печатными буквами написал письмо автору в Москву и, самое удивительное, получил ответ. Увлекался рисованием, пронеся это пристрастие через всю жизнь, что воплотилось в изрисованные рукописи своих произведений, а позже в отдельно изданную книгу рисунков.

От деда по материнской линии будущий писатель услы­шал немало занимательных сказок, легенд, преданий, перенял любовь к истории белорусской земли, которую дед Василь знал не понаслышке. В 1941 году, закончив три класса, Владимир по­ехал в гости